Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


Транспортно-логистический тандем Узбекистана и Казахстана

Транспортно-логистический тандем Узбекистана и Казахстана

Анализ взаимодействия Узбекистана
и Казахстана

Ввиду отсутствия прямого доступа к морским перевозкам Узбекистан в развитии внешней торговли опирается на транзитные возможности стран-соседей. Особое значение в этом отношении имеет Казахстан. На сегодняшний день автомобильные и железные дороги двух государств взаимно интегрированы. Высокая транспортная связанность способствует динамичному росту двусторонней торговли, объем которой по итогам 2023 года превысил 4 миллиарда долларов.

Казахстан и Узбекистан расположены на пересечении мировых торговых путей, что стимулирует их сотрудничество в сфере транспортных коммуникаций как внутри региона, так и за его пределами.

В динамике внутрирегионального партнерства за последние годы стороны согласовали несколько важных инициатив, среди которых особо выделяется проект строительства автомобильной и железной дороги Учкудук — Кызылорда. План совместных действий по реализации данного маршрута был принят лидерами двух государств в декабре 2021 года. Будущая магистраль свяжет Кызылординскую область Казахстана с промышленной Навоийской областью Узбекистана и Республикой Каракалпакстан. В итоге расстояние и время между регионами сократится в 3—3,5 раза, что подстегнет развитие приграничной торговли, которая призвана стать важным драйвером экономического роста Центральной Азии.

В целях придания импульса торгово-логистическому сотрудничеству в 2021 году стороны также договорились создать центр промышленной кооперации «Цент­ральная Азия» на территории Сырдарьинской и Туркестанской областей. Полный запуск комплекса запланирован на 2030 год. Его деятельность позволит привлечь дополнительный грузопоток на маршруты в обоих направлениях.

Другим ярким примером транспортного взаимодействия Ташкента и Астаны можно назвать совместное строительство железнодорожной ветки Дарбаза — Мактаарал. Новая дорога позволит разгрузить казахский пункт пропуска «Сарыагаш» и привлечь дополнительный грузопоток до 10 миллионов тонн в год.

Для связи Узбекистана с западными регионами Казахстана планируется построить автодорогу Бейнеу — Шалкар, которая станет важным компонентом трансконтинентального коридора Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА).

Сотрудничество и конкуренция
на международном рынке транспортных услуг

Согласно подсчетам, рынок грузоперевозок в Центральной Азии за 2023 год вырос в два-три раза. Эксперты связывают такую динамику с усилением транзитного значения в глобальных цепочках поставок Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.

Нынешняя транспортная политика Ташкента ориентирована на повышение транзитного потенциала страны. За последние пять лет в Узбекистане наблюдается устойчивый рост международных грузоперевозок со среднегодовым значением 8 процентов.

За 2023 год транзитом через Узбекистан перевезено порядка 11,3 миллиона тонн грузов, что на 22,8 процента больше, чем годом ранее. В этих целях задействовано более ста маршрутов. Часть из них функционирует при участии Казахстана.

В развитии новых международных коридоров Астана и Ташкент выступают как партнерами, так и конкурентами.

Исключительные позиции у Казахстана на центральноазиатском участке цепи поставок Китай — Евросоюз — Китай. Такое преимущество достигнуто за счет наличия общей границы с Китаем и Россией. Узбекистан также стремится занять прочную нишу в транзитных перевозках из Китая в Европу и обратно. Этому способствует во­влеченность страны в мультимодальные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Черноморский регион или Грузия — Турция — Евросоюз (коридор TРACEКA) и Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция — Евросоюз.

Здесь уместно упомянуть об автомобильной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, по которой грузы из КНР в Узбекистан доставляются за два дня вместо десяти транзитом через Казахстан. Намечено строительство железной дороги в аналогичном направлении. Это позволит серьезно усилить позиции Ташкента и Бишкека в железнодорожных грузоперевозках из Китая на Ближний Восток и обойти нынешнюю монополию Казахстана, который единственный из всех стран Центральной Азии обладает железнодорожными пунктами пропуска на границе с Китаем.

Казахстан и Узбекистан взаимодействуют в рамках следующих транспортных проектов: автомобильные и железнодорожные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Казахстан — Россия (Беларусь) — Евросоюз; автомобильные и железнодорожные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Казахстан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Причерноморье или Грузия — Турция — Евросоюз; железнодорожный и автомобильный маршрут Китай — Казахстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран с выходом на страны Персидского залива через иранские порты в Индийском океане. Узбекистан присоединился к этому коридору в апреле 2019 года.

Нелишним будет отметить, что Казахстан использует территорию Узбекистана для выхода на афганский рынок. В свете интенсификации торгово-экономических отношений с Кабулом Астана проявляет высокий интерес к реализации проекта строительства Трансафганской железной дороги из Термеза до пакистанского Пешавара. По итогам недавних переговоров в Хиве президенты Казахстана и Узбекистана договорились создать совместное железнодорожное предприятие, которое будет задействовано в развитии данного коридора.

Важна работа
над пробелами

Несмотря на стойкую приверженность Узбекистана и Казахстана идее региональной интеграции, в реальности каждая из сторон на международном транспортно-логистическом треке больше действует в русле своих узких интересов, затмевая тем самым перспективу расширения транзитных возможностей Центральной Азии. Руководство Казахстана не раз с высоких трибун выражало готовность выступать надежным логистическим хабом или ключевым транзитным узлом в Евразии, подчеркивая этим собственную исключительность в регионе.

С учетом наметившейся тенденции углубления внутрирегиональных связей, а также благоприятных условий для интеграции в систему международных транспортных коридоров нашим странам гораздо важнее сосредоточиться на устранении узких мест в вопросе транспортного сближения. Необходимо обеспечить сопряженность транспортных стратегий и ценовой/тарифной политики, работать над улучшением позиций по всем показателям Индекса эффективности логистики (LPI), включая качество инфраструктуры и транспортных услуг, эффективность таможенного оформления, своевременность поставок грузов.

На международной конференции высокого уровня «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» (Ташкент, 2018) была выражена заинтересованность в разработке Стратегии по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии, принятии Региональной программы развития транспортных коммуникаций и Соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии, создании Регионального совета по транспортным коммуникациям.

На 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 2020) Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выдвинул предложение создать под эгидой Организации Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.

Однако спустя годы эти инициативы так и не нашли своего практического воплощения. Государствам региона следует ускорить их реализацию, что откроет новую веху в центральноазиатском партнерстве.

 

Наргиза Умарова,

научный сотрудник
Института перспективных международных исследований УМЭД

📅 26.04.2024

Новости Узбекистана


Президент Узбекистана выступил за дальнейшее развитие полномасштабного сотрудничества с Азербайджаном
Президент Узбекистана принял главу Международного фонда ОПЕК
Президент Республики Узбекистан и глава ЕБРР выразили удовлетворение высочайшим уровнем партнерства
Президент Узбекистана отметил важность дальнейшего расширения многопланового сотрудничества с Турцией
Конституционная самобытность и дух Конституции Нового Узбекистана
Как Узбекистан сокращает бедность и повышает доходы населения
Наука и просвещение – двигатели прогресса в Узбекистане
Добро пожаловать на фестиваль «Бойсун Бахори».
Ссылки на фото и видео материалы, посвященные туристическому потенциалу Джизакской области.
Неоценимо мужество узбекского народа в годы Второй мировой войны
Обновленная Конституция – политико-правовой импульс строительству Нового Узбекистана
Мужество узбекского народа в годы Второй мировой войны ни с чем не сравнимо.
«Послы доброй воли Приаралья» собрались в Нукусе
Принятая в апреле 2023 года обновленная Конституция – гарантия соблюдения неотъемлемых прав и свобод человека в Новом Узбекистане
Транспортно-логистический тандем Узбекистана и Казахстана
Узбекистан развивает систему социальной защиты
Узбекистан: дипломатия межрегионального сотрудничества
Визит Президента Узбекистана в Таджикистан стал новой исторической вехой в двусторонних отношениях
Президенты торжественно открыли новое здание посольства Узбекистана в Душанбе
13-14 мая в Самарканде состоится Азиатский форум женщин
Представлена информация о программе привтизации
Президент Республики Узбекистан посетит Республику Таджикистан с государственным визитом
Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
Уроки гения пера
В мае Узбекистан соберет фольклористов и ожидает туристов со всего мира
В Узбекистане экостикеры для авто будут обязательны
Узбекистан-Казахстан: приверженность единой истории и общему процветанию
Узбекистан: глобальное партнерство в социальном секторе открывает безграничный доступ к знаниям
Страна, которая живет в мире и согласии
Узбекистан: равные возможности - ключевой элемент социальной справедливости