На сегодня Узбекистан установил дипломатические отношения со 142 государствами мира, является членом свыше ста таких авторитетных организаций, как ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ОТГ, и других, а также участником более 200 международных многосторонних договоров. Страна проявляет активность в формировании не только региональной, но и глобальной повестки, выстраивании коллективных механизмов противодействия вызовам и угрозам, непосредственно влияющим на безопасность, процветание и устойчивое развитие глобального сообщества.
Наглядным свидетельством этого можно назвать продуктивное участие Президента Узбекистана в мероприятиях, проходящих на международных площадках. Например, важные инициативы, выдвинутые главой республики в ходе заседания 75-й Генассамблеи ООН, стали солидным вкладом государства в развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.
Среди них - предложения по разработке Международного кодекса о добровольных обязательствах государств в период пандемий и принятие резолюции ГА ООН «Об усилении роли парламентов в ускорении достижения Целей устойчивого развития (ЦУР)». По решению Президента в 2022 году проведены Глобальный форум «Образование в области прав человека» и Всемирная конференция по правам молодежи «Вовлечение молодежи в глобальные действия».
Еще одним знаменательным событием в этом плане стало избрание страны впервые в своей истории членом Совета ООН по правам человека. Одновременно республика начала активный диалог по вступлению во Всемирную торговую организацию с целью обретения своего достойного места в мировой системе торговли, соответствующего нашим ресурсно-экономическим возможностям и человеческому потенциалу.
С 2016 года по инициативе Президента Узбекистана приняты четыре резолюции в рамках ООН, призванные совершенствовать основы и механизмы международного сотрудничества в области туризма, регионального взаимодействия, межконфессионального взаимопонимания и устойчивого развития.
Кроме того, завершаются переговоры по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, которое будет способствовать созданию более благоприятных условий для взаимной торговли и смягчения внешнеторгового режима.
Афганское направление международной политики
С 2016-го Узбекистан значительно активизировал свои усилия по решению афганского вопроса. Знаковым событием стала проведенная в 2018 году по инициативе Президента Узбекистана Ташкентская международная конференция высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». В принятой по итогам события Ташкентской декларации впервые закреплен всеобщий консенсус относительно необходимости политического урегулирования ситуации в Афганистане, что придало ощутимый импульс возобновлению мирного процесса и прекращению вооруженного конфликта.
Важным вкладом в международные усилия по содействию достижению мира в Афганистане стала организованная 15-16 июля 2021-го в Узбекистане Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», на которой лидер республики Шавкат Мирзиёев указал на историко-культурную и цивилизационную общность народов, проживающих на данных территориях, призвал совместными усилиями превратить этот обширный регион и весь Евразийский континент в стабильное, экономически развитое и процветающее пространство.
По итогам мероприятия в прошлом году Генассамблея ООН единогласно одобрила разработанную по инициативе Президента Узбекистана резолюцию об укреплении взаимосвязанности Центральной и Южной Азии.
В 2022-м глава нашего государства инициировал проведение международной конференции «Афганистан: безопасность и экономическое развитие». Тогда на одной площадке специальные представители по Афганистану (более 20 государств, непосредственно вовлеченных в афганское урегулирование), главы и специалисты десятка международных и региональных организаций сформулировали согласованный подход по выстраиванию прагматичного диалога с новыми властями Афганистана.
В своем выступлении на VI саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВДМА) Президент Узбекистана предложил странам Азии обратиться в Генассамблею ООН с инициативой о формировании международной переговорной группы высокого уровня для переговоров с властями Афганистана.
Международные инициативы по решению вопросов Приаралья
По инициативе Узбекистана в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в ноябре 2018 состоялось специальное заседание высокого уровня Организации Объединенных Наций «Продвижение регионального и международного сотрудничества на пути к всеобъемлющим стратегиям в поддержку устойчивого развития». По его результатам создан Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья. А уже 18 мая 2021-го Генеральной Ассамблеей ООН единогласно принята предложенная Президентом Шавкатом Мирзиёевым специальная резолюция «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий».
Очевидно: процессы, происходящие в мире, равно как и высокая динамика трансформации Узбекистана, актуализировали пересмотр концепции внешнеполитической деятельности нашей страны. Первоочередными задачами сегодня становятся консолидация и мобилизация всех внутренних и внешних ресурсов для безусловного достижения национальных целей развития, эффективного продвижения интересов народа республики на международной арене и поступательного повышения конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке на основе принципов проактивности, прагматизма, конструктивизма, экономизации, открытости, гуманизации деятельности.
В целях конституционного закрепления приоритетов внешней политики Узбекистана в Конституции страны в новой редакции подтверждается верность идеалам демократии, свободы и равенства, социальной справедливости и солидарности. Также указывается: внешнеполитическая деятельность осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, страна стремится к укреплению и развитию дружественных отношений с мировым сообществом, прежде всего с соседними государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия.
Помимо коррекции приоритетов внешней политики, Конституция страны в новой редакции (статья 13) определяет, что демократия в РУз базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
В соответствии со статьей 15 международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы.
Статья 17 определяет, что Узбекистан - полноправный субъект международных отношений, а его внешняя политика основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и на иных общепризнанных принципах и нормах международного права.
Статья 18 закрепляет: Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями; республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.
Ряд норм Конституции страны в новой редакции гарантирует обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан на основе норм и принципов международного права.
Так, в соответствии со статьей 19 в Республике Узбекистан признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Республика гарантирует защиту и покровительство своим гражданам как на своей территории, так и за ее пределами. Гражданин не может быть выслан за пределы Узбекистана или выдан другому государству. Наше государство в соответствии с нормами международного права заботится о сохранении и развитии связей с соотечественниками, проживающими за рубежом (статья 23).
Принципиальный характер имеет статья 55 Конституции в новой редакции. В соответствии с ней каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Также каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений, действий и бездействия государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.
Личности для восстановления своих нарушенных прав и свобод гарантируется право на рассмотрение ее дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.
Особенно прогрессивным следует назвать закрепление в данной статье нормы о том, что каждый вправе в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Баходир Исмаилов.
Заведующий сектором законодательства в сфере международных отношений Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.
По итогам голосования Узбекистан получил наибольшее число голосов
7 июня в штаб-квартире Международной организации труда (МОТ) в городе Женеве на 112-й конференции Международной конференции труда состоялись выборы членов Административного совета организации и их заместителей на 2024-2027 годы.
По итогам голосования Узбекистан, получив наибольшее число голосов (194 при необходимом минимуме 105), впервые в своей истории был избран в Административный совет МОТ в качестве заместителя члена.
Избрание Узбекистана в Административный совет является историческим событием, так как узбекская сторона впервые вошла в состав данного ключевого органа МОТ.
Итоги голосования показали, что государства-члены МОТ высоко оценивают решимость и политическую волю Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, которые привели к искоренению в стране детского и принудительного труда, ратификации ряда важных конвенций МОТ в области продвижения принципов достойного труда, переходу от политики игнорирования проблем к их решению посредством диалога.
Административный совет является исполнительным органом МОТ. Руководит работой организации в период между сессиями Международной конференции труда и определяет порядок выполнения её решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного совета — в марте, июне и ноябре.
В состав Административного совета входят 56 членов и 66 их заместителей, избираемые на три года.
ИА «Дунё»
В целях дальнейшего повышения эффективной деятельности судебных, правоохранительных и контролирующих органов в обеспечении верховенства закона и укрепления законности в обществе в 2016 году была утверждена Программа комплексных мер по приоритетным сферам развития судебно-правовой системы. Положения данной Программы непосредственно относится и к правоохранительным органам.
Выполняя функции по защите прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства, правоохранительные органы как необходимого средства в своей деятельности приходится использовать меры, ограничивающие личную неприкосновенность граждан. Они направлены на борьбу с правонарушениями в целях обеспечения условий достижения истины по делам о правонарушениях, предупреждения совершения новых общественно опасных деяний, а также исправления правонарушителей, предусмотрено законами и не противоречит конституционному положению о личной неприкосновенности. Такие меры, применяемые правоохранительными органами, включают в себя административное и уголовно-процессуальное задержание, арест, привод, заключение под стражу как меру пресечения, принудительное помещение подозреваемого или обвиняемого для производства судебно-медицинской экспертизы в психиатрическое медицинское учреждение для стационарного наблюдения. Их применение обусловлено необходимостью обеспечения административной и уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов. Реализация права личной неприкосновенности граждан в этом случае зависит от соблюдения их сотрудниками требований законов и конкретизирующих эти законы ведомственных нормативных актов, определяющих границы допустимого и необходимого ограничения данного права граждан, совершивших правонарушения. Лицо, совершившее правонарушение, несет не только обязанность быть наказанным, но и имеет соответствующее этой обязанности право - требовать от правоохранительных органов обеспечения законности при применении к нему правоограничительных мер.
Задачи современного уровня развития нашего общества, повышение значимости прав и свобод граждан требуют дальнейшего укрепления правовой основы и совершенствования организационной деятельности правоохранительных органов. Как свидетельствует практика деятельность этих органов, среди нарушений законности, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, значительная ее часть составляют нарушения, непосредственно затрагивающие личную неприкосновенность граждан. К ним в первую очередь следует отнести необоснованное задержание по подозрению в совершении преступления, незаконный арест, незаконное водворение в медвытрезвитель, в специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в центры реабилитации лиц без определенного места жительства и рода занятий, комнату для временно задержанных, незаконное применение мер административного воздействия, связанных с ограничением свободы личности. При этом следует отметить, что решение задачи обеспечения личной неприкосновенности не сводиться только к искоренению случаев незаконных арестов и задержаний. Оно включает в себя комплекс мер, направленных на совершенствование правотворческой и правоприменительной, организационной и воспитательной работы в правоохранительных органах и непосредственно связано с решением общих задач по укреплению законности. Разработке и реализации этих мер должна предшествовать работа по выяснению тех негативных причин, которые способствуют нарушению личной неприкосновенности граждан при исполнении сотрудниками правоохранительных органов своих профессиональных обязанностей, и определению часто совершаемых нарушений, связанных с ущемлением этого конституционного права граждан.
Изучение результатов интервьюирования практических работников правоохранительных органов прокуратуры и суда Узбекистана позволяют выявить наиболее существенные и часто встречающиеся причины, приводящие к нарушению личной неприкосновенности граждан в деятельности правоохранительных органов. К их числу можно отнести следующие: несовершенство ведомственного правового регулирования деятельности правоохранительных органов; сложность процессуальных требований к совершению отдельных юридических действий; перегруженность следователей расследованием уголовных дел различных категорий; отсутствие специализации по отдельным видам преступлений и недостатки во взаимодействии следователей с органами дознания; нарушение процессуальной самостоятельности следователей; возложение на отдельных работников несвойственных им функций; неполнота в сборе доказательств; неправильная оценка установленных обстоятельств и собранных данных; ослабление служебной дисциплины; противопоставление целесообразности и законности; недостатки: в уровне правовой подготовки сотрудников правоохранительных органов; в подборе, расстановке и воспитании кадров; в организации их профессиональной подготовки; в организации и осуществлении контроля за соблюдением законности в деятельности правоохранительных органах.
Проведенный анализ отмеченных причин позволяет выделить следующие приоритетные направления деятельности по предотвращению нарушений личной неприкосновенности граждан в деятельности правоохранительных органов: правовое регулирование деятельности правоохранительных органов, затрагивающей личную неприкосновенность граждан; организационная деятельность в правоохранительных органах, направленная на обеспечение данного права личности; работа с кадрами правоохранительных органов; контроль за деятельностью правоохранительных органов.
При правовом регулировании деятельности правоохранительных органов, необходимо выделить вопросы ведомственного нормотворчества. В качестве ближайших задач по совершенствованию ведомственного правового регулирования деятельности правоохранительных органов, затрагивающей личную неприкосновенность граждан, представляется возможным выделить следующие.
Во-первых, определение состояния и целесообразных пределов правового регулирования данной деятельности. Как показывает изучение материалов о нарушениях личной неприкосновенности граждан, эти негативные явления порой происходят либо из-за несоответствия тех или иных ведомственных актов конституционному праву личной неприкосновенности, либо из-за их неполноты, при том, что в количественном отношении наблюдается их обилие, нередко затрудняющее усвоение их содержания. Для полного исключения несоответствия некоторых ведомственных документов законам и другим нормативным актам высших органов государственной власти и управления, ликвидации дублирования в ведомственных актах, улучшения содержания нормативных предписаний.
Во-вторых, немаловажной задачей совершенствования правового регулирования деятельности правоохранительных органов является сокращение излишнего ведомственного нормотворчества. Сегодня мы нередко сталкиваемся с проблемой, когда сотрудники правоохранительных органов, в частности инспектора профилактики правонарушений, не успевают не только усваивать действующие ведомственные акты, но и следить за новыми нормативными актами.
Совершенствование организационной деятельности правоохранительных органов, направленное на предотвращение нарушений личной неприкосновенности граждан, включает в себя множество различных аспектов и составляет предмет специального исследования, к которому можно отнести:
- определение и поддержание допустимого уровня служебной загруженности, превышение которого при соответствующих условиях может привести к возможности неправомерного привлечения к административной или уголовной ответственности, незаконного применения мер пресечения и другим нарушениям личной неприкосновенности;
- устранение неблагоприятных условий деятельности сотрудников правоохранительных органов, связанных, в частности с недоукомплектованностью кадрового аппарата, в силу чего на сотрудников возлагаются не свойственные им функции, для выполнения которых они не имеют ни соответствующих знаний, ни опыта деятельности. При отсутствии должного контроля за деятельностью таких работников вероятность нарушения законности значительно возрастает;
- принятие мер по налаживанию более четкой системы выявления, учета и анализа нарушений личной неприкосновенности граждан, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. При этом представляется необходимым обратить особое внимание: на то, по каким каналам поступает информация о правонарушениях; на надежность этих каналов, целесообразность их дублирования, возможность использования дополнительных источников информации; на состояние контроля за полнотой и достоверностью поступающих сведений, на порядок регистрации, прохождения и разрешения информации; на соответствие указанного порядка требованиям приказов и инструкций правоохранительных органов; на роль служб и подразделений в выявлении преступлений и иных правонарушений.
Совершенствование этой системы позволит: получить правильную картину состояния законности в правоохранительных органах, провести соответствующую аналитическую работу и принять необходимые меры к устранению причин, порождающих эти правонарушения. А это в свою очередь позволит повысить: авторитет правоохранительных органов; обеспечение охраны и защиты личных прав граждан; обеспечить реализацию основных принципов права о неотвратимости наказания; предотвращению указанных нарушений в будущем.
Отметим, что важным направлением в борьбе с нарушениями личной неприкосновенности граждан сотрудниками правоохранительных органов составляет совершенствование работы с кадрами. Оно включает в себя подбор и расстановку кадров, их профессиональную подготовку, проведение воспитательной работы. Практика свидетельствует, что во многих случаях нарушения законности сотрудниками правоохранительных органов связана: с невысоким уровнем их правовой культуры; с неумением пользоваться правовыми нормами, применять их к конкретным ситуациям, с выделением и анализом юридически значимые признаки складывающихся ситуаций; с безответственным отношением к нарушению личной неприкосновенности граждан; с не сознательностью собственных ошибок.
Поэтому важной задачей в работе с кадрами, направленной на предупреждение нарушений личной неприкосновенности граждан сотрудниками правоохранительных органов, является правильная ориентация их правосознания. В противном случае наблюдаются попытки оправдания противоправных действий ссылками на целесообразность, интересы дела и т.п.
Потребность в формировании профессионального правосознания вызвана и тем, что сотрудники правоохранительных органов, ежедневно общаясь с правонарушителями часто входя в конфликтные ситуации, могут быть подвержены так называемой профессиональной деформации. Поэтому необходимо разработать комплекс специальных мер, способствующих выработке прочного социально-психологического иммунитета против профессиональной деформации личности сотрудника правоохранительных органов.
В правильном применении правоохранительными органами мер принуждения, своевременном и полном выявлении, пресечении и предупреждении нарушений личной неприкосновенности граждан большую роль играет контроль за законностью при правоограничителъной деятельности правоохранительных органов. Контроль за соблюдением личной неприкосновенности граждан в деятельности правоохранительных органов многообразен по субъектам, формам и методам его осуществления. Многообразие способов обеспечения законности обусловлено разносторонним характером деятельности правоохранительных органов, необходимостью быстрого и полного выявления и устранения нарушений законности, принятия эффективных мер по предупреждению нарушений.
Сочетание различных видов контроля за законностью (государственного, внутриведомственного, общественного контроля, надзора органов прокуратуры и контроля судебных органов), с одной стороны, позволяет осуществлять его за всеми сторонами деятельности правоохранительных органов, с другой - требует четкого разграничения компетенции контрольных и надзорных органов, чтобы не допустить дублирования в их работе. Они должны дополнять, а не подменять друг друга, поэтому уточнение компетенции, совершенствование системы, организационной структуры и форм деятельности контрольно-надзорных органов имеют большое практическое значение для обеспечения и строгого соблюдения личной неприкосновенности граждан в деятельности правоохранительных органов.
Юрий Пулатов,
профессор кафедры Университета общественной безопасности
Республики Узбекистан, доктор юридических наук
В истории человечества много знаменательных дат, достойных внимания. Одна из важнейших связана с провозглашением 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на то, что декларация не является юридическим документом, ее основополагающие принципы, права и свободы, признанные в качестве неотъемлемых прав за каждым человеком, находят свое отражение в национальном законодательстве стран, которые присоединились к этому международному документу.
Примечательно, что Узбекистан присоединился к Всеобщей декларации прав человека в сентябре 1991-го, в год обретения своей государственной независимости.
Вопросы защиты прав человека имеют приоритетное значение и в рамках международного сотрудничества в данной сфере. В октябре 2020-го Узбекистан стал членом Совета по правам человека - авторитетного межправительственного органа системы ООН, призванного обеспечивать защиту прав человека по всему миру. В 2020-м принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, направленная на защиту личных, политических, экономических, социальных и культурных прав, в области устойчивого развития. Приоритетом обозначено также совершенствование механизмов имплементации международных стандартов в области прав человека в законодательство и правоприменительную практику. К тенденциям современного конституционного развития Узбекистана можно отнести переустройство модели конституционно-правового регулирования взаимоотношений личности, общества и государства, ориентацию Конституции на гуманистические ценности; закрепление в ней новых характеристик государства и не только. В условиях трансформации взаимоотношений между гражданами и государством необходимость конституционного закрепления права граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностными лицами, обретает особую актуальность. Ведь именно в ходе осуществляемых в Узбекистане масштабных политических и социально-экономических реформ выявились проблемы в сфере реального обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Изменение ранее действовавшей парадигмы «государство - общество - человек» на новую: «человек - общество - государство», закрепление ее в конституционном законодательстве и конституционной практике определены в качестве одного из приоритетных направлений конституционной реформы инициированной лидером страны.
Нормы Основного закона в новой редакции прежде всего направлены на построение Нового Узбекистана, где закреплены гарантии защиты прав и достоинства человека, его социальная защита и экономическое благополучие. Среди наиболее важных новаций в Конституции - запрет смертной казни, применение правила Миранды, гарантии прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, отражение института Хабеас корпус и другие. Следует отметить достигнутый республикой прогресс в деле обеспечения гендерного равенства, сокращения числа лиц без гражданства, искоренения детского и принудительного труда, развития институтов гражданского общества и обеспечения свободы слова. Например, ключевые гарантии прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, закрепленные в действующем уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадии дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства. Также на государственные органы и должностные лица, ответственные за производство по уголовным делам, возложены дополнительные задачи и обязанности.
В Узбекистане учреждены институты Омбудсмана (Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека), Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман), Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Бизнес омбудсман) и не только.
В Конституции в новой редакции закреплены общепризнанные международные нормы, которые получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию в отраслевом законодательстве: гражданском, трудовом, семейном, уголовном и других кодексах.
В нашей стране идет интенсивный процесс приведения законодательства в систему: обновление его на принципиально иных началах, призванных содействовать развитию рыночной экономики, формированию гражданского общества, становлению и укреплению правового и социального государства. Можно сказать, что перед Узбекистаном, ставшим полноправным членом международного сообщества, открываются широкие перспективы в области законотворчества и защиты прав человека. Одним из главных объектов государственного внимания становится проблема включения международных стандартов в сферу национального законодательства. В этом отношении страна значительно продвинулась вперед.
Положение декларации о том, что семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, содержится в первой части статьи 76 Конституции в новой редакции, а также основополагающей нормой Семейного кодекса Республики Узбекистан. Положение декларации о том, что материнство и младенчество имеют право на особое попечение, а все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой, также закреплено в нашей Конституции. В Основном законе республики определено: «Дети равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей». Материнство, отцовство и детство также охраняются государством. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» представляет собой нормативно-правовой акт, впервые принятый в области прав ребенка и вступивший в силу 8 января 2008-го. Его правовой основой является Конвенция о правах ребенка 1989 года, принятая государствами - членами международного сообщества.
Одно из положений Всеобщей декларации прав человека гласит: «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих, вступающих в брак сторон ». Принципы свободы и добровольности заключения брака также закреплены в нашей Конституции и нашли конкретизацию в законодательстве. Одним из условий вступления в брак декларация установила совершеннолетие, и это положение отражено в Семейном кодексе страны.
В статье 7 декларации провозглашено: все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Это означает, что и положения данного документа как нормы международного права, и национальные законы государства едины для всех, перед ними все равны без какого бы то ни было различия: расы, национальности, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений, социального происхождения, имущественного, должностного или иного положения. Всем предоставляется одинаковое право на защиту своих интересов, включая право на судебную защиту.
Статья 8 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и законом». Эти нормы полностью соответствуют статье 55 Конституции Узбекистана.
Более конкретизировано право на судебную защиту интересов в пункте 4 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966-го: «Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно». Поскольку нормы международного права входят в систему законодательства Республики Узбекистан и Конституции, признается их авторитет, право на защиту своих интересов заслуживает широкого и всемерного обеспечения.
Как известно, со времени принятия Всеобщей декларации прав человека ООН постоянно обращается к правительствам государств с призывами информировать общественность о правах человека, распространять тексты международных документов в учебных заведениях.
В рамках Хельсинкского процесса признано, что образование в области прав человека имеет основополагающее значение. И крайне важно, чтобы граждан просвещали относительно прав человека и основных свобод, закрепленных в национальном законодательстве и международных документах.
Поощрение прав человека, характерное для государственной политики в нашей стране, получило практическое претворение в решении о введении в программу разных учебных заведений предмета «Права человека». Всевозрастающий интерес к данным вопросам, их актуальность, необходимость широкого распространения знаний по этой тематике придают особое значение подготовке кадров, которые могли быть успешно заняты в этой сфере.
Положения декларации рассчитаны на обеспечение интересов человека, ибо в документе емко и четко отражены, сконцентрированы все основные права и свободы. Следовательно, каждый должен знать положения декларации, пользоваться ими, чтобы жить достойно. Именно свободное развитие человека, его самоопределение, осознание значимости общечеловеческих ценностей - залог успешного построения гражданского общества, а значит и дальнейшего процветания государства.
Омон Мухамеджанов.
Профессор ТГЮУ, доктор юридических наук.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев прибыл в город Казань, с которого начинается программа официального визита в Российскую Федерацию.
В международном аэропорту имени Габдуллы Тукая главу нашего государства встретили заместитель Председателя Правительства – министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и Раис Татарстана Рустам Минниханов.
В соответствии с программой визита сегодня в Казани состоится ряд мероприятий.
Завтра, 6 октября, в Москве пройдут встречи на высшем уровне, в ходе которых лидеры двух стран обсудят вопросы дальнейшего углубления узбекско-российских отношений и развития многопланового сотрудничества, прежде всего в политической, торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах.
Уважаемые участники форума!
Дорогие друзья!
Искренне поздравляю всех вас, вносящих достойный вклад в изучение и популяризацию древней истории и богатого культурного наследия Узбекистана, с открытием VIII международного конгресса «Наследие великих предков – основа Третьего Ренессанса».
Безусловно, мы рады, что такие видные деятели науки и искусства, ученые и исследователи, эксперты и реставраторы, музееведы, специалисты десятков других сфер, прибывшие из стран дальнего и ближнего зарубежья, проявляют большой интерес к изучению научного и культурного наследия нашей страны – родины великих мыслителей, сыгравшей выдающуюся роль в зарождении Первого и Второго Восточного ренессанса.
В этом контексте важное значение имеют международные форумы, проводимые Всемирным обществом по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана.
Заслуживает особого внимания, что в ходе нынешнего, восьмого конгресса будут обсуждены текущие и перспективные научные программы и планы возводимого Центра исламской цивилизации в Узбекистане – мега-проекта культурно-гуманитарного направления. Принимаемые меры по разработке и реализации программ, проектов по проведению фундаментальных исследований, посвященных достойному вкладу наших великих ученых и мыслителей в развитие мировой науки и цивилизации, в том числе мусульманской, гуманистической сути священной религии ислам, – все это, несомненно, откроет новые возможности и перспективы нашего сотрудничества.
В рамках подготовленного с вашим участием проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» издано 70 томов книг-альбомов, которые переданы в самые известные библиотеки, вузы и музеи, авторитетные научно-просветительские центры в нашей стране и за рубежом. В продолжение этой работы в дни форума состоится презентация еще 10 новых томов из данной серии, что также станет важным культурным событием.
Пользуясь возможностью, от имени нашего народа и от себя лично выражаю глубокую признательность вам – ученым и исследователям, издателям и журналистам, представителям разных стран, проявившим активность и самоотдачу в деле изучения, сохранения и популяризации древнего и неповторимого культурного наследия нашего народа, а также всем, кто бережно сохраняет его исторические и культурные памятники в разных фондах и коллекциях мира и тесно сотрудничает с узбекскими специалистами.
В связи с этим хочу особо подчеркнуть, что мы видим в вас настоящих друзей Узбекистана и высоко ценим вашу научную и творческую деятельность. Двери наших ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, особенно Центра исламской цивилизации в Узбекистане, всегда открыты для вас.
В этом уникальном современном центре, отражающем славное прошлое, сегодняшнюю жизнь и великое будущее нашей Родины, будут созданы все условия для проведения научных изысканий и дискуссий, выдвижения актуальных идей и открытий, создания новых научных контентов.
Надеюсь, что в ходе международного конгресса вы глубже ознакомитесь с работой по изучению, сохранению и популяризации памятников культуры, историко-архитектурных ансамблей, уникальных рукописей и книжных фондов нашей страны и выскажете новые предложения и рекомендации по дальнейшему развитию сотрудничества.
Уверен, что все мероприятия форума, научные доклады ученых, их важные инициативы станут весомым вкладом в социально-духовное развитие Нового Узбекистана.
Еще раз поздравляю всех вас с открытием сегодняшнего авторитетного форума, желаю крепкого здоровья и успехов в вашей научной и творческой деятельности.
Добро пожаловать в Узбекистан – одну из колыбелей мировой цивилизации, страну мира и дружбы, науки и просвещения!
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан
Государственный визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в нашу страну стал важным политическим событием. Обогатив суть и содержание сотрудничества между Узбекистаном и Россией, он, несомненно, откроет новые возможности для расширения многопланового партнерства.
В рамках государственного визита Президента РФ Владимира Путина в Узбекистан подписаны соглашения по новым проектам более чем на 20 миллиардов долларов. В результате получит дальнейшее развитие сотрудничество в энергетической сфере, сельском хозяйстве, в области транспорта и логистики, цифровизации и искусственного интеллекта. В рамках визита принят также солидный пакет соглашений и договоренностей в сфере культуры и искусства, туризма, науки, образования, здравоохранения, молодежи и спорта. Все это в очередной раз доказывает: партнерство двух государств основано на взаимном доверии и дружественных отношениях.
Достигнуты важные двусторонние соглашения. В частности, План совместных действий по расширению взаимодействия в приоритетных направлениях сотрудничества Республики Узбекистан и РФ; Соглашение между Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации о проведении совместных конкурсов в сфере научных технологий; программы сотрудничества в области культуры на 2024-2026 годы и по увеличению туристического потока на 2025-2026 годы.
Стороны также утвердили План совместных действий между Министерством инвестиций, промышленности и торговли РУз и Министерством промышленности и торговли РФ по расширению промышленной кооперации в целях взаимного увеличения товарооборота. А в соответствии с Меморандумом между Министерством высшего образования, науки и инноваций РУз и Министерством науки и высшего образования РФ будет создан филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана». Утверждены также протоколы о сотрудничестве между Министерствами здравоохранения двух стран.
За последние годы ускорился темп развития двусторонних связей, определены приоритеты расширения стратегического партнерства. Достигнуты весомые результаты в укреплении многоплановых отношений, динамика которых характеризуется регулярными встречами на высшем и высоком уровнях.
Отношения Узбекистана с Российской Федерацией занимают важное место во внешней политике Узбекистана. Наши страны осуществляют тесное сотрудничество практически во всех сферах экономики. Яркое тому свидетельство - динамичный рост экспортного и импортного потенциала, регулярное проведение совместных бизнес-форумов, выставок, заседаний межправительственных комиссий. В Узбекистане действует несколько тысяч совместных предприятий, созданных с участием российского капитала. Обе страны проявляют общность взглядов в развитии межправительственных, межпарламентских, межведомственных контактов, проведении форумов представителей деловых кругов, активизации межрегионального сотрудничества по общественно-политическому, торгово-экономическому, научному, культурно-гуманитарному и другим направлениям.
Следует отметить, что укрепление и развитие двусторонних отношений соответствует национальным интересам обеих стран, а также отвечает задачам обеспечения безопасности в Центральной Азии.
Главы государств отметили растущую динамику торгово-экономического сотрудничества и развития промышленной кооперации. Подчеркнуто: за последние семь лет товарооборот Узбекистана с Россией вырос в 2,5 раза, улучшилась структура взаимных поставок. В ходе переговоров достигнута договоренность о запуске Совместной инвестиционной платформы для поддержки совместных проектов ведущих предприятий. Лидеры Узбекистана и РФ также заявили о важности развития межрегионального сотрудничества. Так, в рамках визита состоялось первое заседание Совета регионов Узбекистана и России под председательством глав двух государств.
Отмечаются активизация и укрепление межпарламентских связей между Узбекистаном и Россией, что позволяет уделять значительное внимание таким важным вопросам, как интенсификация межрегионального экономического и гуманитарного сотрудничества, гендерного равенства, межнационального и межрелигиозного диалога, статуса и защиты прав мигрантов, противодействия терроризму, экстремизму и другим вопросам по линии законодательной власти.
Примечательно, что российская сторона высоко оценивает динамику развития сотрудничества с регионами Узбекистана, делая акцент на наращивании торговли и обеспечении результативности в реализации совместных проектов.
Особого внимания заслуживает сотрудничество в сфере образования и подготовки молодых кадров, уровень которого в 2017 году выведен главами государств на качественно иную ступень развития. Узбекистан и Россия активно сотрудничают в разработке и внедрении новых учебных программ и образовательных методик, модернизации систем образования и их адаптации к современным требованиям, создании электронных образовательных ресурсов, проведении совместных научных и практико-ориентированных мероприятий, стажировке и обмене педагогическими кадрами на всех уровнях системы образования.
Особое внимание страны уделяют расширению культурно-гуманитарного обмена. Ведущие российские вузы открывают филиалы в Узбекистане для кадрового обеспечения приоритетных отраслей экономики и крупных промышленных проектов. По количеству студентов, обучающихся в российских вузах, Узбекистан занимает лидирующие позиции среди стран СНГ. Примечательно, что в Ташкенте будет открыт филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, который станет 15-м по счету филиалом ведущих российских вузов, действующих в нашей стране.
Таким образом, расширяется пространство для гармонизации высшего образования, которое будет способствовать дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества.
В целом можно констатировать: Узбекистан и Россия остаются стратегическими союзниками, проделавшими значительный путь к укреплению взаимовыгодных отношений. Стороны твердо привержены выполнению намеченных глобальных целей, что служит серьезной предпосылкой для определения новых граней сотрудничества.
Потенциал взаимодействия между нашими странами очень велик, и нам еще только предстоит его реализовать в полной мере. Узбекистан и Россия обладают достаточными резервами как в экономической, так и в социальной сфере. Имеются большие возможности для взаимовыгодного сотрудничества и в таких отраслях, как машиностроение, автомобилестроение, самолетостроение, информационные технологии, исследование космоса. В укрепление стратегического партнерства и повышение двусторонних отношений на качественно новый уровень весомый вклад также вносят парламенты двух стран.
Ольга Литвинова,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 1 мая принял делегацию Азербайджанской Республики во главе с министром экономики Микаилом Джаббаровым, прибывшую в нашу страну для участия в Ташкентском инвестиционном форуме.
В начале встречи министр Микаил Джаббаров передал лидеру нашего государства искренние приветствия и добрые пожелания Президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Были рассмотрены вопросы дальнейшего развития и углубления узбекско-азербайджанских отношений стратегического партнерства, а также расширения практического сотрудничества в контексте выполнения ранее достигнутых договоренностей.
В прошлом году взаимный товарооборот вырос на 27 процентов, с начала года – еще на 15 процентов.
Реализуются проекты кооперации в автомобилестроении, энергетике, сельском хозяйстве, электротехнической, текстильной, туристической и других отраслях.
Подчеркнута важность дальнейшего увеличения портфеля проектов, в том числе с привлечением средств Совместной инвестиционной компании.
Для тщательной подготовки экономической повестки предстоящих встреч на высшем уровне в ближайшее время будут проведены очередное заседание Межправительственной комиссии и второй Форум регионов двух стран.
Состоялся также обмен мнениями по вопросам регионального сотрудничества. Высоко оценены основные итоги прошедшей сегодня трехсторонней встречи министров экономики и энергетики Узбекистана, Азербайджана и Казахстана.
Текст статьи на узбекском языке!
Указ Президента Республики Узбекистан
За многолетний плодотворный труд по повышению качества медицинского обслуживания в нашей стране, надежной защите здоровья населения, утверждению в обществе здорового образа жизни, достойный вклад в развитие системы здравоохранения на основе международных стандартов, широкое внедрение в практику современных методов лечения, успешную реализацию отраслевых программ, большие заслуги в подготовке специалистов, обладающих высоким потенциалом, а также активное участие в общественной жизни наградить:
орденом «Меҳнат шуҳрати»
Абдумавлонову Насибу Абдукодировну - заведующую женским отделением больницы психических заболеваний №2 Ташкентской области
Авезова Давлата Курбанбаевича - заведующего отделением экстренной кардиологии центральной клинической больницы №1 Главного медицинского управления
Муминова Хусанбоя Нажимидиновича - детского анестезиолога-реаниматолога отделения скорой медицинской помощи Алтынкульского районного медицинского объединения, Андижанская область
Абдухакимова Шосаида - психиатра мужского дома-интерната для лиц с инвалидностью «Мурувват» Каракульского района, Бухарская область
Мухамедову Машкуру - трансфузиолога отделения подготовки крови и ее компонентов Республиканского центра переливания крови
Усманова Рустама Музаффаровича - анестезиолога-реаниматолога инфекционной клинической больницы №3 города Ташкента
Хидирова Абдурасула Нурбаевича - терапевта Шахрисабзского районного медицинского объединения, Кашкадарьинская область
орденом «Соғлом авлод учун» I степени
Хакимову Зулфию Хурматовну - заведующую сельским врачебным пунктом «Н.Боймуҳамедов» Ташкентского района, Ташкентская область
орденом «Соғлом авлод учун» II степени
Абдуллаеву Дилором - заведующую сельской семейной поликлиникой №10 Галляаральского района, Джизакская область
Абдухоликову Тухтапошшо Нурматовну - старшую медсестру семейного врачебного пункта «Қўғаликўл» Мингбулакского района, Наманганская область
Ачилову Гулзору Сайидмурадовну - заведующую детским инфекционным отделением медико-санитарного отдела государственного учреждения «Навоий кон-металлургия комбинати жамғармаси», Навоийская область
Жумабаеву Гулмиру Уразимбетовну - заведующую семейной поликлиникой №70 Кунградского района, Республика Каракалпакстан
Кахарову Дилором - врача отделения неонатологии Сурхандарьинского областного детского многопрофильного медицинского центра
Рустамову Дилбару Урушовну - заведующую семейной поликлиникой №7 Баяутского района, Сырдарьинская область
Юсупову Мехрибон Кадамовну - заведующую семейной поликлиникой №23 Кошкупырского района, Хорезмская область
орденом «Саломатлик» II степени
Айтекова Бакира Шукирлаевича - врача реанимационного отделения Каракалпакского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи, Республика Каракалпакстан
Алимова Данияра Анваровича - директора Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи
Алимову Аширу Ураловну - психиатра женского дома-интерната для лиц с инвалидностью «Мурувват» Сырдарьинского района, Сырдарьинская область
Алихожаеву Назорат Арипходжаевну - семейного врача семейного врачебного пункта «Ингичка» Фуркатского района, Ферганская область
Арипову Матлубу Нартураевну - врача отделения скорой медицинской помощи Сурхандарьинского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи, Сурхандарьинская область
Бустонову Гулшоду Аширалиевну - дерматовенеролога многопрофильной поликлиники Учкудукского района, Навоийская область
Икрамову Ироду Ташходжаевну - старшую медсестру Ташкентского областного филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи
Мадаминова Алишера Аскаровича - травматолога отделения скорой медицинской помощи Ходжейлийского районного медицинского объединения, Республика Каракалпакстан
Норкузиева Шерали Сафаралиевича - заведующего отделением ангиохирургии и трансплантации Самаркандского областного многопрофильного медицинского центра
Одилову Жамилу Киямовну - медсестру реанимационного отделения Кашкадарьинского областного перинатального центра
Рузметову Хаитжон Каландаровну - терапевта Багатского районного медицинского объединения, Хорезмская область
Рустамова Бахромкула Суюновича - инфекциониста инфекционного отделения Мирзачульского районного медицинского объединения, Джизакская область
Султанову Дилбар Хамидуллаевну - врача отделения функциональной диагностики Национального центра реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью
Суюмова Азамата Сайфуллаевича - хирурга отделения сосудистой хирургии и трансплантации почек Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра хирургии имени академика В.Вахидова
Хафизову Тухтахон Яхяевну - врача отделения гастроэнтерологии Бухарского областного многопрофильного медицинского центра
Хужамбердиева Абдусалома Убайдуллаевича - заведующего отделением сердечно-сосудистой хирургии Наманганского филиала Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра кардиологии, Наманганская область
Шаробиддинова Фахриддина Ривожиддиновича - врача пункта «Шаханд» отделения скорой медицинской помощи Туракурганского районного медицинского объединения, Наманганская область
Юлдашева Абдулазиза Абдумаликовича - анестезиолога-реаниматолога реанимационного отделения детской клинической больницы №1 города Ташкента
Якубова Одилжона Назировича - старшего фельдшера семейного врачебного пункта «Ҳақиқат» Андижанского района, Андижанская область
орденом «Дўстлик»
Азизову Дилбар Басатовну - врача отделения неонатологии Наманганского областного детского многопрофильного медицинского центра
Аллазова Феруза Ниязовича - заведующего отделением патоморфологии Самаркандского филиала Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра онкологии и радиологии, Самаркандская область
Димитрову Татьяну Ивановну - старшую медсестру Республиканской детской психоневрологической больницы имени У.Курбонова
Искандарову Сайёрахон Муталибовну - медсестру отделения переливания крови Кувасайского городского медицинского объединения, Ферганская область
Каипова Сапарбая Уразбаевича - хирурга отделения скорой медицинской помощи Чимбайского районного медицинского объединения, Республика Каракалпакстан
Прудскову Татьяну Николаевну - кардиолога отделения терапии Джизакского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи, Джизакская область
Хайматова Йулчивоя Ёрматовича - заведующего реанимационным отделением Паркентского районного медицинского объединения, Ташкентская область
Шарапова Сайпуллу Эркаевича - главного врача сельской больницы «Чандир» Миришкорского района, Кашкадарьинская область
Югая Игоря Александровича - нейрохирурга Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра нейрохирургии
Юсупову Батес Аденбаевну - младшего медицинского работника отделения детской аллергоневрологии многопрофильной клиники Ташкентской медицинской академии
медалью «Соғлом турмуш»
Ашурову Манзурахон Джалолдиновну - заведующую кафедрой питания, детской и подростковой гигиены Ферганского медицинского института общественного здоровья, Ферганская область
Жалилова Шукуриллажона Худойбердиевича - директора общества с ограниченной ответственностью «Соғлом турмуш» города Андижана, Андижанская область
медалью «Шуҳрат»
Абдиева Кадама Атабаевича - фельдшера отделения скорой медицинской помощи Ургенчского районного медицинского объединения, Хорезмская область
Журалиева Музаффара Журалиевича - врача отделения кардиологии Национального детского медицинского центра
Каримова Журабека Сунатуллоевича - врача-сурдолога диагностического отделения Самаркандского областного детского многопрофильного медицинского центра
Муйдинова Жавлонбека Иброхимовича - заведующего отделением кардиохирургии Ферганского областного детского многопрофильного медицинского центра
Муртазаева Жасура Бобоназаровича - руководителя частной клиники «Невромед шифо маскани» города Карши, Кашкадарьинская область
Мухаммадиеву Лазизу Яркуловну - фтизиатра межрайонного фтизиатрического диспансера Алмазарского районного медицинского объединения, город Ташкент
Насриеву Дилафруз Савриддиновну - заведующую семейным врачебным пунктом «Д.Бобоқулов» Вабкентского района, Бухарская область
Нуруллаева Нисбатулло Насруллоевича - заведующего отделением кардиотерапевтической реанимации Сырдарьинского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи, Сырдарьинская область
Рахимова Шерзодбека Алишеровича - директора общества с ограниченной ответственностью «Malika laboratories» Андижанского района, Андижанская область
Рахманову Дилбар Ибрагимовну - врача инфекционного отделения Республиканской специализированной больницы Зангиата №1
Абдусаматова Шовката Абдумухторовича - водителя отделения скорой медицинской помощи Ферганского городского медицинского объединения, Ферганская область
Авазова Равшонбека Наримовича - водителя отделения скорой медицинской помощи Ургенчского городского медицинского объединения, Хорезмская область
Ишмухамедова Хасана Тишабаевича - водителя станции скорой медицинской помощи города Ташкента
Камалова Косимбета Жамаловича - водителя отделения скорой медицинской помощи Нукусского городского медицинского объединения, Республика Каракалпакстан
Косимова Исомиддина Масакуловича - водителя отделения скорой медицинской помощи Навбахорского районного медицинского объединения, Навоийская область
Набиева Абдумалика Муйдиновича - водителя отделения скорой медицинской помощи Наманганского городского медицинского объединения, Наманганская область
Назарова Арифа Бекназаровича - водителя отделения скорой медицинской помощи Гулистанского городского медицинского объединения, Сырдарьинская область
Назарова Панжи Холлиевича - водителя отделения скорой медицинской помощи Кукдалинского районного медицинского объединения, Кашкадарьинская область
Рахматова Шухрата Хошимовича - водителя отделения скорой медицинской помощи Зангиатинского районного медицинского объединения, Ташкентская область
Уринова Ёкубжона Жураевича - водителя отделения скорой медицинской помощи Каракульского районного медицинского объединения, Бухарская область
Хамидкулова Бахрома Саидовича - водителя отделения скорой медицинской помощи Шараф-Рашидовского районного медицинского объединения, Джизакская область
Шарипова Рустама Абдурахимовича - водителя территориального отделения скорой медицинской помощи «Дарбанд» Байсунского районного медицинского объединения, Сурхандарьинская область
Эгамназарова Шокира Нормуротовича - водителя отделения скорой медицинской помощи Пахтачинского районного медицинского объединения, Самаркандская область
Юсупова Баходира Темировича - водителя отделения скорой медицинской помощи Андижанского городского медицинского объединения, Андижанская область
Туймуродова Зафара Мардиевича - врача-лаборанта санитарно-гигиенической лаборатории Кошрабадского районного отдела санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, Самаркандская область
Холбоева Улугбека Бобояровича - заведующего отделением нейрохирургии Сурхандарьинского областного многопрофильного медицинского центра
Хушвактова Уткира Шоназаровича - заведующего хирургическим отделением Навоийского областного многопрофильного медицинского центра
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев
За последнее время в Узбекистане статус женщин заметно возрос. Так, по состоянию на 2023 год доля занятых в здравоохранении составила 77 процентов, в образовании — 74 процента, в экономике и промышленности — 46 процентов.
Если в 2017 году в управленческих структурах работали 27 процентов женщин, то к прошлому году этот показатель достиг 33 процентов, в рядах политических партий их число выросло с 40 до 47 процентов, в предпринимательстве достигло 37 процентов против 21. Около двух тысяч образованных инициативных соотечественниц занимают руководящие должности в государственных и общественных организациях. Женщины составляют 33 процента депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса, 25 процентов членов Сената и депутатов местных Кенгашей.
За заслуги перед Родиной и народом 17 женщин удостоены высшей государственной награды — звания Героя Узбекистана. В научно-образовательной среде плодотворно работают 5 академиков, более 700 докторов наук и около 3 тысяч кандидатов наук, многие удостоены почетных званий.
Последовательно искореняются стереотипы, умаляющие способности женщин, ведется противодействие насилию, обеспечивается гендерное равенство. Эти достижения реализованы благодаря обновленным законам «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия», принятым 2 сентября 2019 года, а также постановлению правительства «О мерах по совершенствованию системы защиты женщин от притеснения и насилия» от 4 января 2020 года.
Приоритетным направлением государственной политики определены гарантирование прав и интересов соотечественниц, достижение гендерного равенства, защита семьи, материнства и детства. Создаются благоприятные условия занятий бизнесом и предпринимательством, развития фермерских хозяйств, внедрения передовых научных исследований. Организуют рабочие места для женщин, улучшаются условия их жизни и труда.
По инициативе главы государства организована выдача беспроцентных кредитов на семь лет для оплаты контрактов по обучению. Государство компенсирует из бюджета стоимость контрактов студенток, обучающихся в магистратуре. Сумма контрактов на обучение для женщин из малоимущих семей и сирот оплачивается за счет местных бюджетов. Для увеличения научного потенциала соотечественниц предусмотрено ежегодное выделение не менее 300 квот для поступления в аспирантуру.
Как отметил Президент на торжественной церемонии, посвященной Международному женскому дню, уважение чести и достоинства человека начинается прежде всего с уважения к женщинам.
Глава государства остановился на вопросах образования и получения соотечественницами профессий, создания для них соответствующих условий, а также возможностей для решения проблем. Большую роль в этом играют женские активисты в составе «махаллинской семерки».
В Узбекистане институт семьи занимает особое место. Утверждена Концепция укрепления института семьи. В документе определены меры по повышению благосостояния семей, улучшению духовной и нравственной атмосферы, совершенствованию правовых и институциональных основ.
Развитие института семьи и брака рассматривается в контексте Целей устойчивого развития. Программы, направленные на обеспечение качественной медицинской помощи женщинам и укрепление их здоровья, реализуются в рамках Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы.
По указу Президента создан Комитет семьи и женщин. С 2020 года введена «женская тетрадь» как эффективный инструмент соцзащиты. Только в прошлом году за счет выделения 1 триллиона 234 миллиардов сумов удалось решить проблемы около 994 тысяч соотечественниц.
Государство ставит перед собой задачу гарантировать полную защиту прав и свобод женщин, а также укрепить правовое сознание и культуру общества. Национальный опыт поддержки женщин получает широкое признание в международном масштабе. В объявленном на днях индексе Всемирного банка Узбекистан вошел в пятерку стран, добившихся наибольших успехов в реализации реформ в сфере гендерного равенства.
На торжественной церемонии, посвященной Международному женскому дню, Президент подчеркнул, что любить Родину, преданно служить ей, воспитывать достойных граждан — это самая великая и почетная миссия, в которой заботливые, мудрые и неутомимые женщины всегда демонстрируют особую самоотверженность. Это еще раз подтверждает приверженность страны укреплению позиций женщин в обществе, что является ключевым фактором достижения устойчивого развития и повышения благосостояния народа.
Инна Коржикова,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.