Итоги развития и перспективы 2023 года
Электротехническая отрасль входит в число отраслей-драйверов экономики Узбекистана и демонстрирует ускоренное развитие. Стратегией развития Нового Узбекистана предусматривается в 2022-2026 гг. увеличить объем производства промышленной продукции в 1,4 раза, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью в электротехнической промышленности в 2 раза и экспорта в 3 раза.
В ракурсе государственного внимания
В настоящее время в электротехнической отрасли функционирует порядка 500 производственных предприятий, большинство из них малые, которые выпускают продукцию более 2 тысячи наименований. Численность работников отрасли достигла 32 тысяч человек. Наиболее крупные 88 предприятий отрасли, которые производят более 95% объема всей электротехнической продукции, входят в ассоциацию «Узэлтехсаноат», 18 из них выпускают кабельно-проводниковую продукцию, 36 — электробытовую технику и 34 — электросиловое оборудование и другую продукцию. Следует отметить, что практически все предприятия отрасли являются частными.
В течение последних пяти лет в целях развития электротехнической отрасли был принят ряд постановлений Президента (ПП-2772, ПП-4090, ПП-4348, ПП-5011, ПП-5128 и др.), которыми утверждались «Дорожные карты» и Программы по реализации инвестиционных проектов по техническому и технологическому обновлению действующих и созданию новых производств в отрасли, а также создан Фонд развития электротехнической промышленности. Вопросы, связанные с перспективами развития электротехнической отрасли, обсуждались также на совещаниях, проведенных под председательством главы нашего государства 6 мая и 26 сентября.
Предприятиям отрасли предоставлен ряд таможенных и налоговых льгот, а также субсидии. Например, до 1 января 2025 г. они освобождены от уплаты таможенных пошлин за ввозимые для собственных производственных нужд сырье, материалы, комплектующие и оборудование. Благодаря этому за последние 5 лет в отрасль были инвестированы $560 млн., запущено 163 новых проекта. В настоящее время реализуются 205 проектов на сумму $1,2 млрд. В результате объем производимой продукции увеличился в 5 раз, экспорта — в 3 раза, а количество рабочих мест выросло в 2 раза.
Отрасль в производственных показателях
За период 2017-2021 гг. объем продукции, производимой предприятиями электротехнической отрасли, увеличился в 5 раз, с 3,4 трлн. сум. до 16,7 трлн. сум., бытовой техники — в 6 раз, кабельно-проводниковой продукции — в 1,5 раза, силового оборудования и другой продукции — в 8,7 раза.
По итогам 2022 г. ожидается, что объем производства электротехнической продукции вырастет на 19% и составит около 19,9 трлн. сум. При этом наибольший рост ожидается в производстве кабельно-проводниковой продукции на 46,2% — до 6,9 трлн. сум. и производстве бытовой техники на 20,5%, до 6,8 трлн. сум., а объем производства силового оборудования и другой продукции может снизиться на 2,5% — до 6,2 трлн. сум.
По итогам 2022 г. в структуре общего объема производства электротехнической продукции доля кабельно-проводниковой продукции составит 34,9%, бытовой техники — 34,0%, а силового оборудования и другой продукции — 31,2%.
При этом предприятиями ассоциации «Узэлтехсаноат» по итогам текущего года планируется произвести электрического кабеля 24,4 тыс. км (рост на 20% к 2021г.), LAN-кабеля для сетей интернет — 48,3 тыс. км (+17%), телевизоров — 510 тыс. шт. (+18%), бытовых холодильников — 355 тыс. шт. (+18%), кондиционеров — 240 тыс. шт. (+18%), стиральных машин — 500 тыс. шт. (+24%), пылесосов — 350 тыс. шт. (+17%), кухонных плит — 1,33 млн. шт. (+26%) и других.
Расширение экспортных возможностей
Следует отметить, что в течение 5 лет расширилась как номенклатура экспортной продукции предприятий отрасли, так и география стран экспорта. Для выхода на новые рынки предприятия отрасли получили более 40 международных сертификатов, в число экспортируемых товаров дополнительно вошли водяные насосы, лифты и эскалаторы, промышленные охладители, солнечные водонагреватели и другая продукция.
В текущем году предприятиями отрасли всего было экспортировано электротехнических товаров более 120 видов в 48 стран, тогда как в 2017 г. структура экспорта включала только около 25 видов товаров, которые поставлялись, в основном, в страны СНГ. На внешний рынок впервые вышли 13 предприятий Ферганской, Самаркандской, Кашкадарьинской и Ташкентской областей. В число новых стран экспорта добавились страны Евросоюза — Великобритания, Румыния, Словения, Чехия, Венгрия и др., куда продукция доставляется в рамках режима преференциальной торговли (GSP+), а также несколько стран Ближнего Востока, Африки и Монголия.
Рост объемов производства электротехнической продукции способствовал росту объемов экспорта, которые за последние 5 лет увеличились в 3 раза — с $189,7 млн. (в 2017 г.) до $562,5 млн. (в 2021 г.). При этом экспорт бытовой техники вырос в 6,6 раза — с $20,6 млн. до $135,2 млн., кабельно-проводниковой продукции в 2,6 раза — с $146,9 млн. до $386,7 млн., силового оборудования и другой продукции в 1,8 раза — с $22,1 млн. до $40,7 млн.
В 2022 г., по предварительным данным, объем экспорта электротехнической продукции вырос на 42,4% и достиг рекордного значения в $800,8 млн., из них экспорт кабельной продукции составил $518,1 млн. (рост на 34,0%), бытовой техники — $226,5 млн. (рост на 67,5%), силового оборудования и другой продукции — $56,2 млн. (рост на 38,1%).
При этом в общем объеме экспорта более половины составила кабельно-проводниковая продукция — 64,7%, около одной трети — бытовая техника (28,3%), остальное — силовое оборудование и другая продукция (7,0%).
По итогам 11 мес. 2022 г., в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, было экспортировано холодильников 276 тыс. шт. (рост на 55 тыс. шт.), телевизоров 210 тыс. шт. (рост на 15 тыс. шт.), стиральных машин 204,3 тыс. шт. (рост на 19 тыс. шт.), кондиционеров 54,3 тыс. шт. (рост на 16,1 тыс. шт.), объемы экспорта указанных видов продукции составили $68,3 млн., $36,7 млн., $22,1 млн. и $13,9 млн., соответственно.
Основными странами экспорта электротехнической продукции являются Турция (38% от общего объема экспорта), Россия (20%), Казахстан (12%), Китай (5,4%), Таджикистан (5,4%), Азербайджан (4,1%), Кыргызстан (4,0%), Грузия (1,8%), Беларусь (1,0%), Литва (1,0%), Туркменистан (1,0%), Венгрия (0,6%) и другие. При этом следует отметить, что доля Турции в экспорте наиболее высокая за счет поставок в эту страну основного объема экспортируемой медной проволоки и медных трубок. При этом в страны СНГ экспортируется основной объем готовых электротехнических товаров.
Привлеченные инвестиции
В течение 2017-2021 гг. общий объем освоенных инвестиций в электротехнической отрасли составил $561,0 млн. В результате реализации инвестиционных проектов в электротехнической отрасли освоено производство новых видов продукции, которые ранее импортировались. В частности, налажено производство современных моделей телевизоров, бытовых стиральных машин, электропечей и газовых плит, кондиционеров, холодильников, электрических и солнечных водонагревателей, светодиодных ламп, электрических и газовых счетчиков, трансформаторов, современных электрокабелей и LAN-проводов.
По итогам 2022 г. объем освоенных инвестиций составит $169,7 млн., из них $46,4 млн. прямые иностранные, будут запущены 36 новых проектов и создано дополнительно более 2,5 тысяч рабочих мест.
В соответствии с утвержденной Постановлением Президента ПП-459 от 28.12.2022 г. «Инвестиционной программой Республики Узбекистан на 2023-2025 гг.» в электротехнической отрасли в ближайшие три года планируется освоить всего $604,9 млн. инвестиций, из них $183,0 млн. прямых иностранных инвестиций. При этом в 2023 г. планируется в рамках реализации 29 новых инвестиционных проектов и 7 проектов по модернизации и реконструкции предприятий освоить $191,5 млн. инвестиций, из них $58,0 млн. составят прямые иностранные инвестиции.
Перспективы развития в 2023 году
На совещании Президента 26 сентября было отмечено, что анализ ситуации на мировых рынках показывает, что за два года экспорт электротехнической продукции можно увеличить до $1,5 млрд. В 2023 г. по электротехнической отрасли планируется довести объем выпускаемой продукции до 22 трлн. сум., а экспорта — до $1 млрд.
В Послании Президента Олий Мажлису и народу Узбекистана от 20 декабря 2022 г. отмечается, что в следующем году как минимум вдвое увеличатся поставки электротехники и другой готовой продукции на европейские рынки, а для подготовки инженеров новой формации в области электротехники будут созданы специальные инженерные школы. При этом практика компенсации экспортерам транспортных и иных расходов будет продолжена, а действующая сейчас 9-этапная процедура таможенного оформления при экспорте продукции будет сокращена в 3 раза. Достижению поставленных перед отраслью целей будет способствовать выполнение следующих задач.
Кроме этого, учитывая возросший спрос на электротехническую продукцию в странах СНГ, а также достигнутые договоренности по расширению с ними торгово-экономических связей, в частности, с соседними странами, в 2023 г. планируется увеличить объемы экспорта электротехнической продукции в Казахстан в 1,3 раза — до $110 млн., Таджикистан в 1,5 раза — до $40 млн., Кыргызстан в 1,5 раза — до $22 млн., Туркменистан в 2,4 раза — до $10 млн.
В нашей стране и на соседних рынках растет спрос на полупроводники и электронные платы, который оценивается в $6 млрд. В связи с этим поставлена задача по увеличению количества предприятий, выпускающих такую продукцию, а также по финансированию научных, опытно-конструкторских и стартап-проектов в области электроники и микроэлектроники.
Увеличению показателей экспорта будет способствовать также налаживание системы переработки на таможенной территории, что предусмотрено Указом Президента №УП-115 от 25 апреля 2022 г. «О дополнительных мерах по упрощению применения таможенного режима «переработка на таможенной территории». В частности, для размещения мощностей по производству электротехнической продукции выбрана свободная экономическая зона «Ургут».
Предприятиями электротехнической отрасли в рамках медного кластера начата реализация 9 проектов на сумму $120 млн. по созданию мощностей для переработки в готовую продукцию 63,5 тыс. тонн меди, при этом будет создано дополнительно 965 новых рабочих мест. Всего по итогам года предприятиями электротехнической отрасли планируется переработать в готовую продукцию 70 тысяч тонн меди.
В Послании Президента отмечена необходимость реализации в регионах проектов по использованию установок ВИЭ в домохозяйствах и на предприятиях общей мощностью 5-10 МВт. В предстоящие 3 года во всех госорганизациях будут установлены солнечные панели и коллекторы горячей воды. Для этого будут привлечены инвестиции в объеме $2 млрд., за счет этого 60% потребления электроэнергии и газа будет переведено на «зеленую» энергию.
В настоящее время в свободной экономической зоне «Чирокчи» Кашкадарьинской области реализуется проект «Солнечного кластера» (Solar cluster), который специализируется на производстве солнечного водонагревательного оборудования, солнечных фотоэлектрических панелей, ветровых, биогазовых, гидроэлектрических устройств и сооружений, аккумуляторных систем электроэнергии и другого вспомогательного оборудования. Здесь будет реализовано 6 проектов общей стоимостью $38,7 млн., в результате чего будет создано 500 новых рабочих мест.
Кроме этого, на совещаниях, посвященных развитию электромобильной отрасли, которые проводились под председательством Президента 10 октября и 21 ноября, была отмечена необходимость создания совместного предприятия по выпуску электромобилей, а также на базе медных кластеров производства компонентов для электромобилей и зарядных станций. В связи с этим в 2023 г. и в перспективе перед предприятиями электротехнической отрасли открываются возможности по созданию новых производств по выпуску зарядных станций, а также участию в производстве комплектующих для электромобилей.
Учитывая сезонные колебания цен на указанные виды металла и сырье (например, сезонное колебание цен на одну тонну металлопроката достигает $350-400), принято решение закупать их в централизованном порядке в период сезонного снижения цен. Это позволит предприятиям отрасли обеспечить непрерывный производственный процесс, стабилизировать цены на выпускаемую продукцию и повысить ее конкурентоспособность на внешнем рынке, что также будет способствовать росту объемов экспорта.
Например, Узбекистан импортирует электротехнических товаров на $1,3 млрд., часть из которых производится у нас в стране. В связи с этим необходимо создаваться новые местные производства и привлекать иностранные бренды для производства продукции надлежащего качества, что поможет завоевывать доверие покупателей.
Следует отметить, что в целях недопущения попадания на внутренний рынок некачественной продукции, в соответствии с постановлением правительства от 2 апреля 2022 г., в Узбекистане была введена обязательная цифровая маркировка производимой и импортируемой бытовой техники. В настоящее время более 90% всех производителей и импортеров бытовой техники зарегистрированы в системе, что оградит потребителей от покупки контрафактной продукции, а бизнесу поможет вести учет реализации своей продукции.
***
Таким образом, в Узбекистане предприятиям электротехнической отрасли созданы необходимые условия для наращивания объемов производства и увеличения поставок своей продукции как на внутренний, так и на внешний рынки.
При этом ключевую роль в наращивании объемов экспорта выпускаемой предприятиями отрасли продукции будут играть следующие факторы: обеспечение качества и сертификации продукции в соответствии с международными стандартами, выпуск товаров под известными брендами, а также ценовая конкурентоспособность на внешнем рынке экспортируемых товаров.
Юрий Кутбитдинов,
ЦЭИР
С 16 марта текущего года в круглосуточном режиме функционируют Республиканский и территориальные штабы поддержки экспортеров и предпринимателей при Министерстве инвестиций и внешней торговли, основной задачей которых определено обеспечение стабильной деятельности экспортеров и предпринимателей путем оперативного выявления и решения проблем с которыми сталкиваются предприятия в связи с негативными последствиями распространения коронавируса.
По состоянию на 23 мая 2020 года в Штаб поступило 505 обращений по вопросам выделения кредитных ресурсов, пролонгации процентных выплат по действующим кредитам, ускоренного возврата ранее выплаченных сумм НДС, привлечения иностранных специалистов для монтажа и запуска технологического оборудования, содействия в оформлении таможенных документов, выдачи разрешений на движение транспортных средств по территории страны в условиях карантина, поиска новых зарубежных партнеров и заказчиков, получения международных сертификатов.
Из них обработано 413 обращений – все вопросы в оперативном порядке проработаны и решены с привлечением соответствующих государственных органов и коммерческих банков. 92 заявки в настоящий момент находятся на стадии рассмотрения.
Просим предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, обращаться в соответствующие штабы в случае необходимости решения вопросов и проблем, препятствующих их экспортной деятельности.
Контактные данные:
а) Республиканский штаб:
Телефон горячей линии – 71 238 52 52
Электронный адрес – info@mift.uz.
б) Территориальные штабы:
Республика Каракалпакстан – 61 222 77 71;
Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 18 января состоялось видеоселекторное совещание по приоритетным задачам в области инвестиций, экспорта и промышленности на 2024 год.
В стратегии «Узбекистан-2030» поставлена цель довести валовой внутренний продукт страны до 160 миллиардов долларов, а доход на душу населения – до 4 тысяч долларов. Этого невозможно добиться только за счет внутреннего рынка, главное – активно привлекать иностранные инвестиции и наращивать экспорт.
В начале совещания, прошедшего в критическом духе, рассмотрены положение дел и деятельность ответственных лиц в указанных сферах.
За последние шесть лет в нашу страну поступило почти 50 миллиардов долларов иностранных инвестиций. В прошлом году ВВП и промышленность выросли на 6 процентов.
Однако экспорт товаров не увеличился. Не была организована на должном уровне работа по достижению с иностранными государствами соглашений о взаимном признании сертификатов. Не начато освоение средств по 5 проектам на сумму 480 миллионов долларов с участием международных финансовых организаций. Около тысячи проектов в регионах на сумму 8 триллионов сумов, вопросы финансирования которых полностью решены, до сих пор не запущены.
В связи с недостатками в деятельности и халатностью освобождены от должности заместитель министра инвестиций, торговли и промышленности Б.Абидов, директор Агентства по техническому регулированию Д.Саттаров и директор Агентства по привлечению иностранных инвестиций М.Мирзаев, принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности еще ряда руководителей.
В целом решено внедрить показатели эффективности (KPI) в деятельность всех заместителей министров и хокимов, входящих в инвестиционный комплекс.
На совещании глава нашего государства на основе конкретных примеров проанализировал недостатки в сфере.
Например, в прошлом году в 2 отраслях-драйверах и 4 регионах объемы экспорта снизились по сравнению с 2022 годом. 50 процентов экспорта по-прежнему идет на 4 главных рынка. Или треть товаров продается за рубеж в качестве сырья.
Узбекистан присоединился к системе GSP+ и имеет возможность беспошлинно ввозить в Европу 6200 видов товаров, однако в прошлом году в рамках этой системы было экспортировано только 384 вида товаров. На экспорт фруктов и овощей были получены фитосанитарные разрешения зарубежных стран, но эта возможность не была использована в полной мере.
Фактически, чтобы вывести экономику нашей страны на новый уровень, необходимо увеличивать экспорт не менее чем на 30 процентов ежегодно.
Президент определил важные задачи в этом направлении и анонсировал структурные изменения.
В частности, полностью изменится система карантина растений, методы и подходы его работы. Агентство по карантину и защите растений будет отвечать также за поиск новых потенциальных рынков и организацию выращивания экспортной продукции. Будет обучать производителей и экспортеров требованиям внешнего рынка и помогать их внедрять.
В последние годы все сертификаты и разрешения, необходимые для экспорта фруктов, овощей и продуктов питания, были полностью оцифрованы. Но по-прежнему экспортерам приходится проходить контроль четырех ведомств на границе. В связи с этим все функции экспортного контроля решено передать Таможенному комитету.
Многие отечественные предприятия не могут включиться в глобальные потоки из-за отсутствия международной сертификации. Уровень внедрения международных стандартов в драйверных отраслях экономики не достигает и 35 процентов.
В связи с этим Агентство технического регулирования будет полностью реформировано и переведено в ведение правительства. Ответственным лицам поручено внедрить международные системы качества на предприятиях, увеличить ассортимент продукции гарантированного качества, а также достичь договоренностей с зарубежными партнерами о двустороннем признании национальных сертификатов.
На кредитование экспорта выделены ресурсы в 200 миллионов долларов. Кроме того, на поддержку экспортеров в этом году выделяется 800 миллиардов сумов. Но данные средства не всегда становятся источником продукции с добавленной стоимостью и экспорта.
В этой связи изменится и система поддержки экспорта. Агентство продвижения экспорта будет реорганизовано в компанию по развитию торговли в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации. Субсидии, кредиты и помощь, предоставляемые этой компанией, будут предоставляться исходя из нового рейтинга, в первую очередь, экспортерам, выходящим на новые рынки с продукцией с высокой добавленной стоимостью.
Даны поручения по организации надежных логистических цепочек поставки местной продукции на внешние рынки, расширению переработки товаров на таможенной территории.
На совещании рассмотрена эффективность инвестиций и планы на перспективу.
За последние шесть лет объем инвестиций, привлеченных в промышленность нашей страны, увеличился в 7 раз. За последние три года было ввезено оборудования на 14 миллиардов долларов.
Однако производительность промышленности, созданные рабочие места и добавленная стоимость соответствующим образом не увеличились. Предприятия и оборудование, запущенные в ряде регионов и отраслей, не повлияли на экспорт. Ответственные лица подвергнуты критике за недостаточный контроль за эффективностью проектов, им даны соответствующие поручения.
В прошлом году объем инвестиций в рыбоводство, птицеводство, ювелирную, пчеловодческую и шелководческую отрасли, в городах Самарканде и Ташкенте, а также в 12 районах и городах снизился. В некоторых регионах реализация инвестиционных проектов, согласованных в ходе зарубежных визитов и международных выставок, идет медленно.
Министерству инвестиций, промышленности и торговли поручено взять на контроль и ускорить реализацию этих проектов.
Еще одной темой совещания был рост промышленного производства.
С этой целью в нашей стране созданы 24 специальные экономические зоны. Земля в них выделяется в упрощенном порядке, для них установлены налоговые льготы. Однако эти возможности не используется в полной мере. Например, в зонах пустуют 800 гектаров земельных участков с готовой инфраструктурой.
В связи с этим решено реализовать новый эксперимент по развитию экономических зон. В частности, 240 гектаров земель в специальных промышленных зонах в Бухарской, Навоийской и Ташкентской областях будут переданы на аутсорсинг зарубежным компаниям.
Отмечалось, что в этом году в специальных экономических зонах можно реализовать 309 крупных проектов и создать 40 тысяч рабочих мест.
Особое внимание глава государства уделил вопросу локализации.
Кабинету Министров поручено принять программу развития пищевой промышленности в регионах. В частности, поставлены задачи наладить производство 25 видов продуктов питания, пользующихся большим спросом в нашей стране, внедрить международные стандарты на пищевых предприятиях.
Такие возможности существуют и в кожевенной промышленности. Например, имеется большой спрос на чехлы для автомобилей, спортивные товары, обувь и женские сумки. Исходя из этого, руководителям отрасли поручено сформировать в регионах отраслевые проекты.
Локализовываться должны не только товары, но и услуги. В частности, за последние пять лет были введены в эксплуатацию крупные объекты энергетики, нефти и газа, металлургии. Спрос на квалифицированные услуги по эксплуатации и ремонту высокотехнологичного оборудования в таких комплексах растет с каждым годом.
Учитывая это, перед Кабинетом Министров поставлена задача расширить участие местных предприятий в оказании услуг крупным предприятиям.
- Мы обязательно достигнем поставленных целей только при условии, если каждый руководитель будет работать самоотверженно, любить свою страну и народ, вместе со всей своей системой добросовестно выполнять возложенные задачи, - сказал Президент.
В завершение совещания руководители инвестиционного комплекса, министры и хокимы представили информацию о своих планах на текущий год.
Потенциал химической промышленности
Химическая промышленность Узбекистана играет важную роль не только в диверсификации экспорта и укреплении макроэкономических показателей республики, но и в обеспечении необходимой продукцией других отраслей, и в удовлетворении жизненно важных потребностей граждан. В число потребителей продукции химической промышленности входят сельское хозяйство, мебельная, горнодобывающая, электронная и электротехническая, нефтегазовая, строительная, пищевая промышленность и другие.
На сегодняшний день в системе АО «Узкимёсаноат» действуют 44 предприятия и организации, из них 30 предприятий и организаций с долей АО «Узкимёсаноат» в уставном фонде, 14 предприятий и организаций, действующих (ассоциированных) с АО «Узкимёсаноат».
В настоящее время на рынке Узбекистана действуют такие крупные предприятия, как АО «Навоиазот», АО «Максам-Чирчик», АО «Фаргоназот», АО «Аммофос-Максам», АО «Дехканабадский калийный завод», АО «Кунградский содовый завод», ООО «Первый завод резинотехники» и другие. Сегодня на предприятиях АО «Узкимёсаноат» производится более 180 наименований химической продукции.
Ведущие предприятия химической промышленности
АО «Навоиазот» имеет следующие мощности по производству: аммиачной селитры — 950 тыс. тонн, карбамида — 577,5 тыс. тонн, ПВХ (поливинилхлорида) — 100 тыс. тонн, метанола — 300 тыс. тонн, каустической соды — 75 тыс. тонн и др.
АО «Фаргоназот» производит 530 тысяч тонн аммиачной селитры, 400 тысяч тонн карбамида, 20 тысяч тонн хлората натрия, 4,5 тонны нитрата натрия, 3,0 тыс. тонн пищевой соды и др.
АО «Максам-Чирчик» производит 450 000 тонн аммиачной селитры, 270 тысяч тонн карбамида, 294 тысячи тонн сульфата аммония, 60 тысяч тонн нитрата аммония низкой плотности (НАНП) и другие.
Мощность АО «Аммофос-Максам» по производству фосфорных удобрений составляет 217,5 тыс. тонн.
В АО «Дехканабадский калийный завод» производственная мощность по выпуску хлорида калия — 600 тыс. тонн.
Мощность по производству кальцинированной соды в ООО «Кунградский содовый завод» — 200 тысяч тонн.
ООО «Первый завод резинотехники» имеет следующие производственные мощности: автомобильные шины — 3,0 млн. шт., сельскохозяйственные шины — 200 тыс. шт., конвейерная лента — 100 тыс. п. м.
Динамика отрасли в 2022 году
Химическими предприятиями за январь-ноябрь 2022 года произведено продукции на сумму 14,4 трлн. сумов (темп роста — 108,1%). В частности, в чистом виде произведено 1 424,4 тыс. тонн минеральных удобрений (рост — 102,5%), из них 1 097,5 тыс. тонн азотных удобрений (рост — 101,0%), 149,7 тыс. тонн фосфорных удобрений (рост — 118,9%) и 177,2 тыс. тонн калийных удобрений (рост — 100%). Отраслью экспортировано (в Таджикистан, Туркменистан, Россию, Японию, Турцию, Китай, Афганистан и Таиланд) химической продукции на сумму 461,2 млн. долларов (130% плана, в 1,4 раза больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
По инвестиционной программе в 2022 году должно быть освоено 170,9 млн. долларов инвестиций в рамках 20 инвестиционных проектов, в их числе: 60,0 млн. долларов в рамках проекта «Организация производства комплексных минеральных удобрений на предприятии АО «Самаркандкимё», 35,0 млн. долларов в рамках проекта «Организация производства поливинилхлорида на АО «Навоиазот» (этап II), 37,3 млн. долларов в рамках проекта «Производство сухих циансолей на АО «Навоиазот» и 39,0 млн. долларов за счет собственных средств предприятий.
3 февраля 2022 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-116 «О мерах по созданию химико-индустриального технопарка «Чирчик» в Ташкентской области». Совместный проект Республики Узбекистан и Республики Татарстан по созданию химико-индустриального технопарка «Чирчик» стартовал в марте прошлого года. В рамках этого проекта в 2022 году АО «Узкимёсаноат» выделил средства в размере 18 млн. долларов для 1-го этапа строительно-монтажных работ объектов технопарка, в результате чего было построено 6 блоков производства.
В настоящее время за счет прямых иностранных инвестиций в технопарке реализуются 16 проектов на общую сумму более 50 млн. долларов США. Благодаря осуществлению данных проектов будет освоено производство свыше 30 новых импортозамещающих товаров с высокой добавленной стоимостью и создано 800 новых рабочих мест. Будет налажено производство таких товаров, как пенополипропилен и изделия из него, термоэластопласт и изделия из него, стекловолоконная полимерная продукция, катализаторы горения топлива для дизельных двигателей, биоудобрения для растений, панели СПЛ для мебельной промышленности, канцелярские товары, зарядные станции для электромобилей, косметика и бытовая химия, медицинские симуляторы.
Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-388 от 10 октября 2022 года «Об утверждении Целевой программы стратегического развития химической и газохимической промышленности» определено создание технологических кластеров «Навоийский химический технопарк», «Ферганский химический технопарк» и «Каракалпакстанский химический технопарк», в рамках которых всего за 2022-2027 годы будут запущены 44 инвестиционных проекта. В результате будет создано около 4000 новых рабочих мест и обеспечено производство разной химической продукции с высокой добавленной стоимостью, а также привлечены прямые инвестиции и иностранные кредиты на сумму 9,9 млрд. долларов. В новых технопарках намечено наладить производство метанола, полиэтилентерефталата (ПЭТФ), моноэтиленгликоля (МЭГ), ПВХ, кальцинированной соды и других видов продукции.
Всего на конец прошлого года должно быть произведено 1467,9 тыс. тонн минеральных удобрений, из них 1 114,2 тыс. тонн азотных, 160,0 тыс. тонн фосфорных, 193,7 тыс. тонн калийных удобрений, объем продукции доведен до 15,3 трлн. сумов (или 106,2% от плана), а показатели годового экспорта — до 473,2 млн. долларов с перевыполнением установленного плана на 118,1%.
Планы 2023 года
В 2023 году объем товаров химической промышленности планируется на уровне 18,5 трлн. сумов (рост — 112,0%). Всего будет произведено 1605,7 тыс. тонн минеральных удобрений в чистом виде (рост — 109,4%), из них: азотных — 1 217,6 тыс. тонн (рост — 109,3%), фосфорных — 160,1 тыс. тонн (рост — 100,1%), калийных удобрений — 228,0 тыс. тонн. (рост — 117,7%).
В 2023 году на основе инвестиционной программы в рамках 17 проектов будет освоено 417,5 млн. долларов инвестиций, в частности, 357,1 млн. долларов прямых иностранных инвестиций и кредитов, запущены 3 проекта общей стоимостью 280,0 млн. долларов и созданы 570 новых рабочих мест.
При этом благодаря запуску проекта «Организация комплекса по производству минеральных удобрений на АО «Самаркандкимё» планируется производить в год 600 тыс. тонн минеральных удобрений. В результате осуществления проекта «Производство сухих циансолей на АО «Навоиазот» будет производиться 40 тыс. тонн циансолей в год. Реализация проекта «Производство технического газа (СO2) на базе АО «Навоиазот» послужит ежегодному производству технического газа в объеме 20 тыс. тонн.
В 2023 году предприятиями химической промышленности республики планируется осуществить экспорт продукции на сумму 492,9 млн. долларов (рост — 104,2%), в том числе минеральных удобрений на сумму 390,6 млн. долларов.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-388 от 10 октября 2022 года «Об утверждении Целевой программы стратегического развития химической и газохимической промышленности» намечено осуществление мер по продаже акций АО «Фаргоназот» и АО «Дехканабадский калийный завод», приватизации доли АО «Узкимёсаноат» в ООО «Кызылкумский фосфоритный комплекс», реализации доли в уставном капитале (100,0%) ООО «Первый завод резинотехники». Определен также механизм работы по приватизации отраслевых предприятий и продолжению трансформационных процессов в химической промышленности.
Заключение
Для налаживания в Узбекистане производства инновационных химических и биологических средств защиты растений (гербициды, инсектициды), семян полевых культур (кукуруза, пшеница, корма для животных и др.) целесообразно привлечь в развитие отрасли зарубежных инвесторов с инновационными технологиями для налаживания внутреннего производства, так как доля импорта зарубежной химической продукции на внутреннем рынке останется высокой.
Особого внимания с точки зрения привлечения в Узбекистан заслуживают такие известные производители бытовой химии, как Bayer АG, Procter & Gamble, Henkel, Colgate-Palmolive, Amway, которые покинули российский рынок и с которыми можно наладить в Узбекистане совместное производство средств личной гигиены, бытовых химических средств (косметика, шампуни, гели для душа и дезодоранты), стиральных порошков и другой продукции, а также организовать их экспорт в другие страны.
Созданный в отрасли за последние годы фундамент способен обеспечить динамику устойчивого роста потенциала химической примышленности в ближайшие годы. При этом создание прочной базы для долгосрочного последовательного развития всех направлений химической отрасли создает необходимость ускорения преобразования сферы с учетом самого передового зарубежного опыта. Ускорение приватизации крупных производственных предприятий химической промышленности внесет большой вклад в развитие химической промышленности.
Мухаммаджон Рашидов,
ЦЭИР
Узбекистан и Россия — значимые экономические партнеры, их связывают исторические, социальные, гуманитарные, культурные отношения.
Экономическое партнерство России и Узбекистана — основа укрепления и развития двустороннего сотрудничества. Наша страна с положительной динамикой занимает четвертое место в товарообороте России со странами СНГ, а РФ остается для Узбекистана одним из крупнейших торговых партнеров. В прошлом году взаимный торговый оборот вырос на 5,4 процента, или почти до 10 миллиардов долларов. При этом за последние семь лет увеличился в 2,5 раза. В ближайшей перспективе объемы торговли будут доведены до 30 миллиардов долларов.
Основными статьями экспорта Узбекистана в РФ являются текстиль и текстильные изделия, хлопок, продовольственные товары, продукция химической промышленности. Россия поставляет нам металлы и изделия из них, нефть и нефтепродукты, природный газ, машины и оборудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химической промышленности. Перспективным направлением двустороннего сотрудничества является нефтегазовая сфера — разведка, добыча, транспортировка и переработка углеводородного сырья. В 2017 году «Газпром» и «Узбекнефтегаз» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое предусматривает взаимодействие сторон при реализации новых проектов в Узбекистане. В октябре 2023 года лидеры Узбекистана, Казахстана и России по видеосвязи дали старт поставкам газа в нашу страну с выходом в перспективе до 32 миллионов кубометров в сутки. В прошлом году компания «КазТрансОйл» транспортировала в Узбекистан 154,3 тысячи тонн российской нефти. В 2024-м ожидается увеличение объема транзита нефти.
«Лукойл» — еще одна российская компания, занимающаяся разработкой газовых месторождений в Узбекистане. В апреле 2018 года в Бухарской области запущен Кандымский газоперерабатывающий комплекс. Российские инвестиции в проект составили 3,4 миллиарда долларов. Комплекс мощностью 8 миллиардов кубометров в год предназначен для производства товарного газа, стабильного газового конденсата и товарной серы. Компания работает на проекте «Гиссар» по соглашению о разделе продукции, которое действует до 2043 года. Совокупные инвестиции во все проекты ПАО «Лукойл» в Узбекистане составляют порядка 8 миллиардов долларов. В будущем компания планирует направить еще более 12 миллиардов на совместные проекты в нашей стране.
Большое место в узбекско-российских отношениях занимает развитие межрегионального сотрудничества. В марте 2000 года было подписано межправительственное соглашение о расширении взаимодействия субъектов РФ с областями Узбекистана. В апреле 2017-го наши страны заключили межправительственное соглашение о содействии межрегиональному сотрудничеству.
Между регионами двух государств действует около 100 торгово-экономических договоров. Наиболее активно хозяйственные связи регионы Узбекистана поддерживают с республиками Татарстан и Башкортостан, Москвой и Санкт-Петербургом, с Ивановской, Московской, Самарской, Челябинской и другими областями РФ. Для их расширения с 2018 года проводится Форум межрегионального сотрудничества.
Новые горизонты взаимодействия открывают итоги нынешнего государственного визита Президента Владимира Путина в нашу страну по приглашению Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Встреча позволила рассмотреть вопросы дальнейшего развития и углубления узбекско-российских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества. В рамках саммита был подписан пакет двусторонних документов. Главы государств приняли участие в первом заседании Совета регионов Узбекистана и России.
В ходе переговоров отмечена нарастающая динамика торгово-экономического сотрудничества. Увеличиваются объемы товарооборота и российских инвестиций в Узбекистане, развивается промышленная кооперация. Портфель совместных проектов составил 45 миллиардов долларов. Достигнута договоренность о запуске Совместной инвестиционной платформы для поддержки проектов ведущих предприятий. Лидеры предметно рассмотрели вопросы развития взаимовыгодного сотрудничества в сферах энергетики, в том числе атомной, сельского хозяйства, инноваций, миграции, безопасности.
Отдельное внимание уделено сотрудничеству в области образования и подготовки инженерных кадров. Достигнуты договоренности об открытии в Узбекистане филиалов Московского государственного технического университета имени Баумана и Всероссийской академии внешней торговли. Главы государств обменялись мнениями по вопросам региональной и международной повестки, представляющим взаимный интерес.
Прошедшие переговоры на высоком уровне позволили договориться о продолжении интенсивных контактов на уровне парламентов, правительств, министерств, ведомств, регионов, общественности, экспертных и деловых кругов. Для этого в полном объеме будут задействованы возможности Совместной комиссии на уровне глав правительств и Межправительственной комиссии, очередные заседания которых пройдут до конца этого года. В энергетической сфере достигнуты договоренности о модернизации газотранспортной системы, увеличении объемов поставок газа, нефти и нефтепродуктов, реализации проектов по переработке углеводородов. Будут продолжены регулярные политические консультации, тесное взаимодействие в рамках международных и региональных структур, в том числе ООН, СНГ, ШОС и других многосторонних площадок.
Актам Хаитов,
заместитель Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В Ташкенте, в преддверии визита Президента Азербайджанской Республики в Республику Узбекистан, состоялся Узбекско-Азербайджанский бизнес-форум, организованный Министерством инвестиций и внешней торговли и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики и Агентством по продвижению экспорта и инвестиций Азербайджанской Республики.
В мероприятии приняли участие руководители министерств и ведомств, отраслевых объединений и более 100 представителей крупнейших компаний Азербайджана и Узбекистана.
Открывая мероприятие, главы делегаций – заместитель Премьер-министра – министр инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Сардор Умурзаков и министр экономики Азербайджанской Республики Микаил Джаббаров отметили приверженность правительств двух стран дальнейшему расширению многопланового сотрудничества и в первую очередь – налаживанию прочных прямых связей между деловыми сообществами Узбекистана и Азербайджана.
Подчеркнув успехи, достигнутые в инвестиционном, промышленном и торговом сотрудничестве, стороны отметили значительный незадействованный потенциал экономик двух стран и имеющиеся предпосылки для дальнейшего наращивания взаимовыгодного партнерства по таким направлениям как нефтехимическая, химическая, электротехническая, текстильная, пищевая, фармацевтическая, ювелирная, автомобилестроительная и другие отрасли.
Отмечалось, что последовательная диверсификация экономического сотрудничества двух стран позволит узбекским и азербайджанским производителям создавать новые цепочки добавленной стоимости и вместе выходить на рынки третьих стран.
Также было анонсировано введение конкретных мер для стимулирования увеличения взаимных и транзитных грузоперевозок через территории двух стран, что позволит углубить узбекско-азербайджанское сотрудничество в области транспорта и логистики.
В завершение главы делегаций пожелали участникам плодотворной работы на Форуме, имея в виду выработку конкретных направлений для взаимовыгодного партнерства и выход на твердые договоренности.
В рамках программы мероприятия состоялись панельные сессии в формате «B2B» и «G2B», в ходе которых представители узбекского и азербайджанского бизнеса смогли предметно обсудить перспективы делового сотрудничества на базе конкретных проектных предложений.
По итогам Форума был подписан ряд соглашений о реализации совместных проектов и торговых контрактов на сумму более 500 млн долларов, а также 10 соглашений о практическом сотрудничестве между профильными министерствами и ведомствами двух стран.
В последние годы правительство Республики Узбекистан уделяет повышенное внимание добыче, переработке цветных металлов и производству из них продукции с высокой добавленной стоимостью. Отрасль цветной металлургии рассматривается как потенциальный драйвер экономики.
Текущее состояние
Как известно, Узбекистан владеет значительными запасами цветных металлов. Доказанные запасы золота в Узбекистане составляют 6,4 тыс. тонн, серебра — 24,6 тыс. тонн, меди — 21,3 млн. тонн. Значительные запасы цветных металлов создают потенциал для привлечения инвестиций в добычу, переработку и наращивание экспорта цветных металлов и продукции из них. В связи с этим одним из приоритетных направлений экономической политики правительства Узбекистана стало проведение реформ в этом секторе.
Показательным является то, что за последние 6 лет доля физического объема металлургической промышленности в обрабатывающей промышленности выросла с 11% до 24%. За 11 месяцев 2022 года объем производства составил 97,8 трлн. сум., что в 10 раз больше, чем в 2016 году. Производство цветных металлов в период январь-ноябрь 2022 года также показало рост. В частности, производство меди и изделий из нее на крупных предприятиях выросло на 3,3%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, и достигло 184 тыс. тонн, производство цинка и изделий из него увеличилось на 1,3% до 83,6 тыс. тонн, а свинца и изделий из него сократилось на 20% до 8,1 тыс. тонн.
Экспорт цветных металлов дает ощутимые валютные поступления экономике. В целом, экспорт меди за 10 месяцев 2022 года увеличился на 0,4% до 954 млн. долл., цинка — на 30% до 213 млн. долл., свинца сократился на 39% до 6,5 млн. долл., алюминия увеличился на 10% до 48,6 млн. долл. Также экспорт золота за 11 месяцев 2022 года снизился на 14,2% до 3,6 млрд. долл.
Реформы, проводимые для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), дают свои плоды. Так, объем ПИИ в 2021 году в горную промышленность составил 1,2 млрд. долл., в 2022 году составит 1,3 млрд. долл., а в 2023 году ожидается на отметке 1,5 млрд. долл. Большая часть инвестиций приходится на долю флагманов цветной металлургии в Узбекистане — Алмалыкского горно-металлургического комбината (Алмалыкский ГМК) (64%) и Навоийского горно-металлургического комбината (Навоийский ГМК) (28,5%).
Флагманы цветной металлургии
Алмалыкский ГМК. Алмалыкский ГМК был основан в 1949 году и на 98,8% принадлежит правительству Узбекистана через Агентство по управлению государственными активами. На Алмалыкский ГМК приходится 9% доходов бюджета, что делает комбинат вторым крупнейшим промышленным предприятием страны. Комбинат производит более 100 видов товаров, на нем заняты 35 тыс. сотрудников. На комбинате функционируют 3 открытых карьера и 4 подземных рудника, а также 5 перерабатывающих предприятий и 2 металлургических комплекса.
Основной деятельностью Алмалыкского ГМК является добыча и обогащение сульфидных, золотосодержащих и полиметаллических руд с последующим производством рафинированной меди, металлического цинка, драгоценных и редких металлов, а также вторичных продуктов и сплавов на их основе. Комбинат является единственным производителем первичной меди в стране.
Производственная мощность Алмалыкского ГМК в 2021 году составила 148 тыс. тонн катодной меди, 17 тонн золота и 196 тонн серебра, а выручка компании за 2021 год составила 2,9 млрд. долл. Объем экспорта в 2022 году составил 942,1 млн. долл. (из них медь — 637,2 млн. долл., цинк — 210,7 млн. долл., свинец — 26 млн. долл. и прочая продукция — 68,2 млн. долл.).
Навоийский ГМК. Навоийский ГМК был основан в 1958 году и на 100% принадлежит правительству Узбекистана через Министерство финансов. На Навоийский ГМК приходятся 18% доходов бюджета страны, что делает комбинат крупнейшим промышленным предприятием страны, на нем заняты 58 тыс. сотрудников. Основной деятельностью предприятия является добыча и переработка золота, объем производства составляет около 80 тонн золота в год. Основной ресурсной базой Навоийского ГМК является рудник Мурунтау, который считается крупнейшим по площади в мире.
В первом полугодии 2022 года общий объем продаж золота Навоийского ГМК увеличился на 7%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, и составил 1,4 млн. унций, что принесло прибыль в размере 2,6 млрд. долл. Прибыль за год за счет золота увеличилась на 11%, где 4% были обусловлены увеличением цены реализации золота, а оставшиеся 7% соответствуют росту объема продаж золота.
Использовать конкурентные преимущества
Большие запасы цветных металлов создают конкурентные преимущества для развития ряда промышленных отраслей, что дает толчок интенсивному технологическому развитию страны.
В эпоху перехода к «зеленой» экономике, экологически чистым источникам энергии и продуктам спрос на цветные металлы, в частности, на медь и продукцию из нее, динамично возрастает. На сегодняшний день мировое производство меди уступает росту спроса на нее. По расчетам аналитиков, к 2030 г. спрос на медь вырастет на 45% и достигнет 38 тысяч тонн в год, что будет обусловлено увеличением спроса на электромобили и развитием инфраструктуры для «зеленой» отрасли. При этом производство будет оставаться ниже спроса.
Естественно, что Узбекистан при наличии значительных запасов цветных металлов стремится воспользоваться своими сравнительными преимуществами. Для ускоренного раскрытия существующего потенциала металлургической отрасли в Узбекистане в последние годы принят ряд постановлений и Стратегий по развитию производства цветных металлов и изделий из них.
Траектория проводимых реформ
В рамках дальнейшего расширения потенциала страны и повышения конкурентоспособности на мировом рынке принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2020 года № ПП-4731 «О дополнительных мерах по расширению производства цветных и драгоценных металлов на базе месторождений АО «Алмалыкский ГМК», которым предусматривается реализация стратегии по увеличению объема производства цветных и драгоценных металлов.
В июне 2021 года принято Постановление Президента ПП-5159 «О дополнительных мерах по развитию горно-металлургической промышленности и смежных отраслей», что в свою очередь позволит увеличить производство меди более чем в два раза.
Постановление предусматривает создание Научно-технологического кластера по производству медной продукции и готовых изделий с высокой добавленной стоимостью из нее. Основной целью кластера является создание новых высокотехнологичных производств, а также обеспечение их необходимыми ресурсами, выпуском оборудования и развитием машиностроения для горнодобывающей отрасли.
Еще одними целями постановления являются имплементация системы взаимодействия науки и производства для развития связи между системами проектных и инжиниринговых услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление трансфера современных технологий, внедрения инноваций и цифровых технологий в рамках Кластера медной промышленности на основе передового зарубежного опыта.
Для увеличения объемов производства меди в 2022 году создан новый технопарк на основе «Медного кластера» в Ахангаранском районе Ташкентской области (технопарк Ohangaron Tech Industrial). Основой создания технопарка стало Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2022 года №ПП-295 «О мерах по расширению технологических цепочек переработки медного сырья и сырья редких металлов». Основной целью технопарка является производство импортозамещающей, экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью путем переработки меди и сырья редких металлов.
Помимо этого, «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» охватывает все сферы деятельности, в частности, и сферу металлургической промышленности. Цели Стратегии предусматривают реализацию крупных инвестиционных проектов в области металлургии и расширение минерально-сырьевой базы, необходимой для экономики.
Ключевыми задачами, поставленными в рамках Стратегии, являются привлечение инвестиций в металлургическую промышленность, развитие рудника «Ёшлик I» (стоимость проекта составляет 2 млрд. долл.), что предусматривает перспективное освоение месторождения и ускорение проводимых геолого-изыскательских работ. В частности, благодаря решению этих задач к 2028 году производство катода меди будет увеличено до 400 тыс. тонн, золота до 50 тонн и серебра до 270 тонн в год. В соответствии со Стратегией, предусмотрена реализация 16 инвестиционных проектов на сумму 1,6 млрд. долл. до 2026 года в Навоийской ГМК.
В целом, по республике ожидается увеличение производства видов продукции с высокой добавленной стоимостью за счет глубокой переработки меди и цинка, в частности, выпуск лент, проволоки и других изделий на основе меди и цинка увеличится до 10 тыс. тонн, а медного порошка — до 2 тыс. тонн.
Заключение
В завершение необходимо подчеркнуть, что в последние годы проведены масштабные реформы в сфере цветной металлургии, которые дают мощный импульс всей экономике страны. Дальнейшая имплементация краткосрочных и долгосрочных стратегий, а также внедрение новых мощностей в сфере цветной металлургии позволят повысить производственный потенциал этой сферы и страны в целом, а также конкурентоспособность отечественных предприятий.
Шохруххужа Фахриддинхужаев,
ЦЭИР