Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


В чем была «вина» джадидов узбекистанок, обучавшихся за границей?

В чем была «вина» джадидов узбекистанок, обучавшихся за границей?

...Моя душа была в агонии. Мне некому открыть свое сердце. Я хочу излить свое сердце на бумагу. С этим намерением я взял в руку ручку. Моя совесть была чиста. Я был предан и работал добросовестно. но меня снова бросили в тюрьму, хотя я никогда не совершал преступления. О, если бы они знали, как я страдал... В 1954 году я вернулся в свою страну и начал работать в темном селе Ургенч... ...Пресса - это школа общественной жизни! Пресса – это флаг, призывающий людей вперед! Поэтому я не понимаю, почему я не могу читать газету. Как может служить ей человек, не знающий, что происходит на его родине, как он может принести пользу своему народу?»
Читая статьи и письма современных узбекистанок в компании Бахрома Ирзаева, научного сотрудника Государственного музея памяти жертв репрессий, мы станем свидетелями того, как судьба узбекских женщин в рядах наших современных предков, отправившихся в на пути к построению новой жизни в те страшные годы, был разрушен под жестокой машиной правящей эпохи. Однако... их короткая, но поучительная судьба - бессмертный урок для нас!
В моменты, когда мы неоднократно упоминаем имена наших дедов и бабушек, павших за развитие нашей Родины, нашего народа, просвещение науки, когда в наших сердцах оживают их благородные идеи, мы сами должны учиться, бороться, жить и созидаем во славу и ценность этой великой державы - Родины.мы начинаем понимать глубже.
- Брат Бахрам, пока мы знакомились с источниками, вы подчеркнули одну вещь: «...большевиков чрезвычайно впечатлила Марьям Султанмурадова, современная узбечка». В каких реалиях стоят в ряду наших предков превосходные стороны и качества узбекских женщин, боровшихся за развитие страны и нации? В чем была «вина» Марьям Хан?
- Наши предки считали матерей хозяевами нации. Ведь великих людей воспитывают матери с высокими знаниями. В нашей стране было много женщин-ученых, поэтесс и юристов. Тема современных женщин требует специального исследования. Прежде всего, наши прадеды смогли привить в сознание людей того времени особое чувство уважения и почитания женщин. Они не хотели, чтобы дети нации воспитывались женщинами, у которых «плетут руки и голову». Неоднократно подчеркивалось, что «мы должны уделять нашим девочкам не меньше внимания, чем мальчикам».
Если вы отправитесь в Шахи-Зинду, то увидите, что среди мавзолеев периода Амира Темура больше всего могил принадлежат женщинам. Можно ли сказать, что в нашей истории было много медресе, названных в честь женщин? Так вот, наши умные мамы считали своей гордостью испокон веков покровительствовать науке. Марьямхан Султанмурадова, одна из наследниц таких женщин, тоже училась в Германии. Большевики были им очень впечатлены. Потому что она была дочерью Джуманияза Султанмурадова, праведного и прогрессивного человека из Хорезма. Джуманёз Султанмуродов занимал должности председателя Военного трибунала, председателя Совета Народных Комиссаров Хорезмской Народной Республики, секретаря Хорезмской компартии. Марьям Султанмуродова в 1919 году окончила педагогическое училище-гимназию в Ташкенте и в 1920-1921 годах училась в Оренбургском татарском педагогическом институте, чтобы получить высшее образование. Приехав в Хорезм во время летних каникул 1921 года, он был назначен заведующим литературным отделом, а затем женским отделом Центрального совета Хорезмской коммунистической партии. Однако сложные исторические условия и трудности не позволяют ему работать так, как он хочет. В результате в июле 1922 года он приехал в Ташкент и подал документы на рабочий факультет Среднеазиатского государственного университета. В октябре 1922 года Марьям Султанмурадова была включена в число студентов, направленных на учебу в Германию правительством Бухары. В 1924-1926 годах учился в Дармштадтской высшей семинарии. В 1926-1927 годах стажировался в школе "Фрауншулле" в Потсдаме, под Берлином. Во время летних каникул 1927 года он находился в Париже с 29 июля по 18 августа вместе с Хайринисо Маджидхоновой. Их двух-трехминутная встреча с Ахмадом Наимом и Мустафой Чокайларом на кухне Парижского оперного театра стала главным поводом для последовавших репрессий. Осенью 1927 года Марьям закончила полугодовые курсы медсестер у профессора Финкельштейна в Веддингском районе Берлина, а в 1928 году вернулась в СССР.
Как только Марьям Султанмуродова приехала в страну, начались допросы и травля. Сначала работу на пустом месте не давали. Только в феврале 1929 года с помощью Бадри Сайфульмулька, получившего образование в Германии, она поступила на работу в Институт охраны материнства и детства при Наркомздраве Узбекистана медсестрой. Марьям создала семью с Аскаром Ахмадбековым в конце 1929 года и жила в Каттакургане до 1933 года. После того, как ее муж был заключен в тюрьму, она вернулась в Ташкент в 1933 году и поступила в Среднеазиатский государственный университет. Однако 1934 год снова оказался без работы.
Затем он поступил на работу в журнал «Гулистон», а с 1936 года работал литературным сотрудником в женском журнале «Ёркин жеби». Марьям стала известна в узбекской прессе своими переводами немецкой литературы и статьями, посвященными острым социальным проблемам женщин. 13 сентября 1937 года Марьям Султанмурадова, учившаяся в Германии и состоявшая в шпионской организации «Тюркис тон», была отправлена ​​в тюрьму вместе с дочерью Анорой, когда ей было шесть месяцев. После окончания срока наказания она вернулась на родину и начала работать медсестрой в Народном собрании Янгибозара Ургенчского района. Однако радость его длилась недолго. Вновь попал в тюрьму 30 марта 1949 года, и на этот раз за свои старые «преступления» сослан в далекий Красноярский край.
Марьям Султанмуродова была оправдана военной коллегией Верховного суда СССР 2 августа 1957 года. Однако он не увидел света даже после своего полного оправдания. Преследование не прекратилось, ему запретили читать страницы прессы, не говоря уже о том, чтобы заниматься любимым делом журналистики.
Даже эти несправедливости не могли сломить волю Мариам, она ни на мгновение не чувствовала себя виноватой. Он верил в истину и не терял своей человечности. При этом он остался символом человеческой стойкости в позорной истории шуринского режима. О том, что высокий талант этой женщины.
- Стихотворение 17-летней ученицы Чолпона госпожи Матлюбы Мухаммед, начинающееся со строк «Мой народ, много угнетенный в руках Мудом Чора», потрясло в то время страну Шуры . После того, как это стихотворение было неоднократно опубликовано в европейской прессе, говорят, что Советы закрыли в Москве Узбекский педагогический институт, где учился талантливый поэт...
«Действительно, мятежный голос одной личности поразил всю страну». Вы сейчас вспомнили стихотворение госпожи Матлюбы «По дороге в Куртулуш». Когда это стихотворение было переведено на немецкий язык Саттаром Джаббаром, эти травяные стихи стали знаменитыми. «Как бы ни давили на нас Советы, наша литература продолжает культивировать чолпоны, мечты и цели нации рождаются из сердца этой самоотверженной девушки», — с гордостью говорит переводчик.
Матлюба – дочь Нурмухаммада Дадамухамедова, известного джадидского учителя Мухаммеда Маргилана. Он был одним из талантливых молодых людей своего времени. До 1926 года Матлюба училась в Коканском учебном заведении. В 1927 году она перевелась в женское учебное заведение в Ташкенте, а затем по стопам своей сестры Махбубы Дадамухамедовой поступила в Узбекский воспитательный институт в Москве. Там он научился секретам поэзии у известных поэтов Чолпона, Боту, Шакира Сулеймана. Шокиржон Рахими, Каюм Рамазон, Абдулхай Тоджиевы наслаждались беседой. Матлюба прославилась тем, что читала пламенные стихи Чолпона на тему патриотизма, особенно на воспитательных вечерах узбекских студентов, и писала стихи на эту тему. Его слава выходит за пределы страны Шуры в европейскую прессу. И из-за этой «популярности» против него была напечатана специальная статья в газете «Комсомольская правда» в Москве, и в результате он был исключен. Вскоре после этого Матлюба написал заявление, доказал клевету обвинений в его адрес и вернулся к учебе. Это было вызвано вмешательством узбекского правительства, с одной стороны, и заявлением Матлюбы о предоставлении гражданства в посольство Италии, с другой стороны.
Похоже, советское правительство решило проблему, закрыв узбекское учебное заведение.
Матлубахон не вернулся в Ташкент и продолжил обучение в музыкальном техникуме в Москве. В 1929 году он познакомился с Васиком Мухаммедовым, студентом Ленинградского архитектурного института. Васик Мухаммедов, приехавший в Ташкент в 1933 году, женился на Матлюбе. Васик Мухаммедов (1905-1938) был гордостью школы «Намуна» Мунавваргари, участником «Чигатой Гурунги» Фитрата, одним из активистов объединения «Комак». Он был одним из выдающихся молодых людей своего времени. Даже в самые сладкие минуты жизни Васика Мухаммедова и прекрасной Матлубахон тоталитарный режим во главе со Сталиным вложил свои отвратительные когти. Васик Мухаммедов, заключенный в тюрьму 17 декабря 1937 года, был расстрелян 5 октября 1938 года. 17 января 1938 года в тюрьму попала и студентка третьего курса Ташкентского медицинского института Матлюба Мухаммад. На первом допросе 19 января она заявила, что у мужа нет вины перед государством и народом. 21 февраля 1938 года на втором допросе ее сестра Махбуба и ее муж, ученый-химик, вернувшийся с учебы в Германии, Саттар Джаббор также заявили о своей невиновности. Однако, несмотря на то, что ни одно из обвинений не было доказано, Матлюба Мухаммедова была приговорена Ташкентским областным судом 17 мая 1938 года к 10 годам лишения свободы. Несправедливое наказание он будет отбывать в Усольском лагере в холодной Сибири. 26 февраля 1940 года заявление Матлюбы Мухаммедовой было рассмотрено, и она была оправдана. Вернувшись на родину, в военные годы окончил медицинский институт. В 1937 году его брат Фатхуллах, попавший в архитектурный институт в студенческие годы, возвращается из тюрьмы в Воркуте после войны в тяжелом состоянии. Матлюба уезжает жить в Наманган к своему брату и лечит его. В Ташкент они вернулись только после смерти Сталина. Матлюба Мухаммад заслужила уважение страны, много лет честно работая на благо общественного здравоохранения. Матлюба Мухаммедова, когда-то писавшая страстные стихи о любви к Родине и мечте о независимости, своими глазами увидела независимость Узбекистана. По словам его племянников, он плакал от бесконечной радости в те дни, когда была провозглашена независимость нации.
Матлюба Мухаммедова скончалась в 1998 году в Ташкенте.
- Девушки, обучавшиеся за границей, повлияли не только на мировоззрение джадидов, но и на их внешний вид, и даже стали одеваться по-европейски. В частности, в центре внимания оказались действия юношей и девушек, вернувшихся с учебы в Германии и претерпевших серьезные изменения в своем мировоззрении. Вот если бы вы рассказали о новых проектах, которые наши девушки реализовали за короткий промежуток времени...
- В то время было много споров и дискуссий между древними и новаторами традиционных обычаев. Естественно, древние составляли большинство в этом процессе. Это факт, что возражения по поводу одежды, пропаганда газетной ереси, запрет театра, неприятие возможностей для нового образа жизни и даже мнения против еды ложкой, потому что это не в порядке вещей. Сунна, изо дня в день вызывали серьезные споры и дискуссии...
А теперь подумайте сами: когда наши предки ездили в Германию, разве не естественно было для них удивляться тамошним техническим новшествам, как представителям народа, который занимался земледелием мотыгой?
В то время эти представители нашего народа, которые делали муку в палатке или водяной мельнице, и работали на мельницах, видели огромные корабли, заводы и фабрики в Европе, летающие в небе самолеты, и поезда, и они смотрели на них как на очень большое событие. Все эти новшества совершают революцию в мировоззрении современников, и естественно, что они пропагандировали эти удивительные реалии в своих статьях. Они очень хотели, чтобы такие перемены произошли в их стране. Они полны решимости вдохнуть новую жизнь в каждую область, в которой они работают. Они публикуют свои статьи в мировой прессе. Бехбуди и Исхак-хан, уехавшие за границу до них и наслаждавшиеся ветрами развития, уверены, что слова таких людей, как Ибрат, не ложь.
Изменения и обновления в менталитете стариков сами по себе вдохновляют молодежь того времени. Современные люди, почувствовавшие потребность в развитии науки и мысли, стали действовать без страха.
Хотя они и рисковали жизнью, они выступали за сближение с Европой.
- Важно, что новички начали реализовывать новые проекты в тех областях, в которых они были активны. В частности, много шума наделала организация Хайринисо Маджидхоновой ухода за детьми в отдаленных селах после возвращения из Германии, новые методы лечения. Дилоро Юсупова, первая женщина-юрист, была первой узбекской женщиной среди представителей интеллигенции, основавшей Узбекскую юридическую школу. Разве это не так?
— Среди 16 студентов, отправленных обществом «Комак» Туркестанской Республики на учебу в Германию осенью 1922 года, выделяется Хайринисо Маджидхонова.
В то время, когда даже посещение девочками обычной школы встречает серьезное противодействие, поездка для них учиться далеко за границу считается интеллектуалами большим подвигом. Еще молодой поэт Боту Хайринисо написал стихотворение «Берегись, прекрасная птица» в связи с отъездом в Германию.
Хайринисо сначала учился в новой школе в Мирабаде, где изучал русский и немецкий языки. На формирование ее мировоззрения большое влияние оказала современная пресса Туркестана, а также ее сестра Ойпошшахан, которая училась в первом в то время узбекском женском учебном заведении. В 1922 году в статье Хайринисо Маджидхоновой, опубликованной в газете «Туркистон», содержались пожелания 17-летней девушки о будущем Родины. При прочтении статьи, в первую очередь, естественно, многих удивит широта мышления узбекской девушки, жившей в начале прошлого века, насколько она неравнодушна к судьбам Родины. Автор говорит: «Положение Турции как пленника на мировой торговой арене оставалось на низком уровне с 17 века... В начале 20 века наш сосед Иран был завален политическими идеями и пролил кровь для того, чтобы наладить промышленность и избавиться от иноземных влияний... Только железная дорога пришла из России и площадь торговли расширилась... Отсюда видно, что караванная дорога, прошедшая через нашу страну, скрашивает нашу историю, а великая железная дорога, соединяющая нашу страну в мировую торговую зону скрашивает наши перспективы. Они расширяют нашу торговлю, дают нам богатство и процветание и позволяют нам создать крупную промышленность».
В 1923-1924 годах Хайринисо Маджидонова училась в школе «Изучение немецкого языка для иностранцев» в Берлине и получила аттестат о среднем образовании. В 1924-1926 годах изучал немецкий язык и литературу в учительской семинарии в Дармштадте.
После двухлетней практики в учебных заведениях Берлина получил диплом о среднем специальном образовании. Наряду с преподавательской практикой в ​​Берлине он также учился в частной медицинской школе знаменитого доктора Фекельмана. Хайринисо Маджидхонова вернулась в нашу страну в 1928 году и начала всеми силами внедрять все полученные ею новшества в области медицины. Даже детская поликлиника, организованная с заботой о здоровье детей в отдаленных селах, получила признание многих наших соотечественников. Однако в 32 года Хайринисо Маджидонова, преследовавшая великие цели, была втянута в водоворот кровавых репрессий тоталитарного режима. 13 сентября 1937 года он был заключен в тюрьму по ложному обвинению в том, что он «учился в Германии в 1922-1928 годах и вернулся на территорию СССР в качестве шпиона в 1928 году». 9 октября 1938 года печально известный «Троицкий» суд приговорил его к смертной казни, несмотря на то, что ни одно из обвинений против него не было доказано.
Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
Дилоро Юсупова, первая узбекская женщина-юрист, вместе со своим отцом Собиржоном Юсуповым оставили неизгладимый след в нашей истории своим рвением в создании первой школы юристов нашей страны. Жизнь Дилоро Юсуповой прошла в гонениях и гонениях из-за политических взглядов отца. В 1922 году Бухарская Народная Республика отправила его на учебу в Москву, несмотря на молодость. Там он учится в Узбекском педагогическом институте. В 1926 году Дилоро Юсупова начала работать в райкоме Ташкентского комсомола.
В то же время он поступил на юридический факультет Среднеазиатского государственного университета (САГУ) и продолжал обучение до 1929 года. Дилоро окончила институт в 1929 году и была направлена ​​на работу в Самарканд. Там он проработал год в Департаменте водного хозяйства.
Дилоро Юсупова познакомилась в Самарканде, когда она была в Москве, в то время она вышла замуж за Мухаммеджана Моминова (1903-1938) из Намангана, который был судьей Верховного Суда СССР. После 1928 года Мухаммеджан успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Прокурорский контроль в системе управления страной» и окончил университет с красным дипломом. Он приехал в Самарканд в 1929 году и стал членом коллегии Верховного суда Узбекистана. С 1931 года он стал заведующим отделом в Наркомате юстиции УЗССР, а в 1932-1935 годах - директором Института социалистического строительства и правовых исследований. Позднее по инициативе М. Моминова на базе того же института был создан юридический институт.
Благодаря его энтузиазму за короткое время было издано множество юридических словарей, журналов и книг. В частности, большой фурор произвел выход в свет в 1932 г. книги «На фронте теории государства и права». Дилоро Юсупова изначально готовилась к аспирантуре по рекомендации Мухаммаджона. После переезда в 1931 году в Ташкент он поступил в НИИ советского права. После сдачи выпускных экзаменов института в декабре 1934 года по направлению был направлен на работу в прокуратуру. После испытательного срока Дилоро была назначена на должность помощника прокурора Республики Узбекистан в 1935 году. Молодая семья была полна счастья. Несмотря на конфликты на работе и клевету завистников, они каждый день обсуждали новые идеи и работы. Их дети, Марат и Сурайя, растут у них на руках. 29 марта 1937 года среди ночи неизвестные постучали в дверь дома по улице Уездной, 11. Показав ордер на руки, М. Моминов был помещен в «Черный ворон». 22 сентября 1937 года за сокрытие троцкизма и контрреволюционной деятельности мужа была арестована и жена «врага народа» Мухаммеджона Моминова, 25-летняя помощница прокурора Дилоро Юсупова. Его 6-летний сын Марат и 4-летняя дочь Сурайя попали в детский дом. 4 октября 1938 года Мухаммеджан Моминов был расстрелян по обвинению в том, что он был одним из руководителей демонстрации в Москве в 1927 году. После этого 14 марта 1939 года было рассмотрено дело Дилоро Юсуповой, а уголовное дело прекращено с выводом об отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 68 УК СССР. 19 марта 1939 года он был освобожден из тюрьмы с пометкой никогда не говорить о пытках и допросах, применявшихся во время следствия. На допросе 2 июня 1956 года Хадичха Сулайманова, ученый-правовед, сказала о своих учителях Мухаммадджоне Моминове и Дилоро Юсуповой: «Когда я училась в Советском юридическом институте в 1932-1935 годах, он был директором. Все любили слушать лекции М. Моминова. Он был единственным узбекским юристом с высшим образованием, настоящим ученым.

Жизнь обладателя беспримерного таланта и его чрезвычайно образованной и талантливой супруги сложилась непросто. Их усердие и знания всегда вызывали зависть окружающих. М. Моминов и Дилоро Юсупова смогли обеспечить нашу страну необходимой армией национальных юристов, оставив после себя целую школу узбекских юристов».

Здесь мы упомянули лишь нескольких наших женщин-интеллектуалов, которые принимали активное участие в деле узбекской науки и благосостояния нации. На самом деле их было много, очень много. К сожалению, мы до сих пор почти ничего не знаем о наших современных женщинах, которые стояли плечом к плечу с нашими современными предками, репрессированными прежним режимом. В последние годы по инициативе Президента уделяется особое внимание изучению и популяризации движения джадидизма и его представителей, что является важной частью нашей национальной истории. Так что мы верим, что в ближайшие годы все факты будут выяснены и справедливость восторжествует.

 

📅 10.03.2023

Новости Узбекистана


Представлена информация о программе привтизации
Президент Республики Узбекистан посетит Республику Таджикистан с государственным визитом
Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
Уроки гения пера
В мае Узбекистан соберет фольклористов и ожидает туристов со всего мира
В Узбекистане экостикеры для авто будут обязательны
Узбекистан-Казахстан: приверженность единой истории и общему процветанию
Узбекистан: глобальное партнерство в социальном секторе открывает безграничный доступ к знаниям
Страна, которая живет в мире и согласии
Узбекистан: равные возможности - ключевой элемент социальной справедливости
Оценка детской бедности в Республике Узбекистан (+инфографика)
Рассмотрены вопросы усиления мер по обеспечению общественной безопасности
Исторический обзор
Доверие к Узбекистану - стимул для инвестиций
Новый день, новая пора, дыхание новой жизни
Приветственное слово Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжествах, посвященных всенародному празднику Навруз
Президент Узбекистана поздравил лидера России с уверенной победой на президентских выборах
Узбекистан: укрепление позиций женщин в обществе – ключевой фактор устойчивого развития
Защита прав женщин – приоритетное направления деятельности Омбудсмана Узбекистана
Культурный туризм в Узбекистане: сочетание традиций и наследия
Экотуризм в Узбекистане: Путь к устойчивому развитию
Узбекистан на высохшем дне Арала создаст зеленый покров
Поздравляем народ Узбекистана
Искренние поздравления зарубежных партнеров
Женщины Узбекистана – активные и инициативные участницы демократических перемен в стране
Госпрограмма Узбекистана на 2024 год предусматривает полный охват населения, нуждающегося в социальной защите
Узбекистан стала площадкой, где сформирована нормативно-правовая база для осуществления деятельности криптокомпаний
Узбекистан – страна, где почитают женщин
Туризм становится одним из ведущих секторов экономики Узбекистана
Молодежь – творцы Нового Узбекистана