ЕКАТЕРИНБУРГ, 7 апреля. /ИА «Дунё»/. Эксперт, профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук Игорь Остапович поделился с ИА «Дунё» своими комментариями к Конституционной реформе, проводимой в Узбекистане:
- Предусмотренный в проекте Конституционного закона Узбекистана комплекс мер имеет для страны определяющую значимость. Он ориентирован на переход к Новому Узбекистану – социальному, народному и гуманному государству. Уменьшение социального разрыва, преодоление несправедливости – это задача действительно актуальная для государства.
В проекте слово «справедливость» используется 7 раз – из них, два раза в преамбуле: «социальная справедливость», «открытое и справедливое общество». Принцип социальной справедливости (ст. 14, ст. 19), справедливое вознаграждение за труд (статья 42), налоги и сборы должны быть справедливыми (статья 63), один из принципов деятельности Центризбиркома Узбекистана – справедливость (статья 129).
Таким образом, движение к справедливому конституционному строю - вот цель государственно-правовой реформы в Республике Узбекистан, которое проявляется в следующем:
Правовая справедливость – то есть реальное верховенство права - право, которое призвано защищать справедливый порядок государства и его отношения с обществом. Именно через Конституцию должна проявляться связь права, как императива справедливости с писаным законом.
Когда вокруг целей и методов Конституционной реформы складывается широкое гражданское согласие, тогда новая Конституция станет общеприемлемой, понимаемой и принимаемой в обществе, создающей условия для солидарности и взаимопонимания старшего и молодого поколений, социального партнерства работодателей и сотрудников. Конституция Нового Узбекистана будет высшим социальным законом.
Историческая справедливость, которая претворяется в последовательности конституционного строя, важна для будущей стабильности. При обновлении Конституции прослеживается преемственность накопленного опыта.
Одна из заметных черт преемственности – это социальный характер Конституции Нового Узбекистана. Конституцию необходимо рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого, не только функционирует власть, весь государственный механизм, но и предопределяются многие сферы общественного развития. Ядром концепции Новой Конституции стала смена принципа «государство-общество-человек» на «человек-общество-государство».
Реализуемая масштабная повестка всесторонней модернизации страны непосредственно затрагивает базовые ценности и нормы Конституции.
Наполняются новым содержанием многие положения, как преамбула, так и сам текст Конституции. Вводятся дополнительные гарантии прав человека (раздел второй). Запрещается смертная казнь (статья 25). Устанавливается необходимость определять минимальный размер оплаты труда с учетом обеспечения достойного уровня жизни человека. Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу, увольнять с работы и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием ребенка (статья 42) и другие.
Особенно хотелось бы обратить внимание на возведение труда учителей на уровень конституционной ценности, где он признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа. Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте (статья 52).
Обогащаются закрепленные в Конституции основополагающие принципы деятельности республики. Таковыми являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в парламенте.
Большое общественно-политическое значение будет иметь изложение третьего раздела в новой редакции: «Общество и личность», в котором вводится институт гражданского общества. Появляется важнейшая конституционно-правовая категория - гражданское общество. Формирование зрелого гражданского общества является основным назначением коренной конституционной реформы.
Понятие гражданского общества и его роли в демократическом устройстве государства еще ждет своего раскрытия, с тем чтобы, наконец, отразить триаду «государственная власть — самоуправление граждан — власть общества». Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни. В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и коллективов (объединения, ассоциации и др.). В рамках гражданского общества воплощается большая часть прав и свобод человека, вот почему его отношения и институты в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона.
Существенным положительным дополнением конституционного текста является включение Главы XIV «Семья, дети и молодежь», в которой устанавливается обязанность государства по созданию социальных, экономических условий для полноценного развития семьи (статья 76). Заботы государства и общества о формировании у детей и молодежи приверженности национальным и общечеловеческим ценностям, гордости за страну и богатое культурное наследие народа, чувства патриотизма и любви к Родине (статья 75).
Большинство из конституционных ценностей создают предпосылки для стабилизации дальнейшей демократической эволюции всего конституционного пространства Узбекистана. Основа конституционализма – нравственное развитие.
Программы мер по обеспечению реализации социальных и экономических обязательств государства, а также, обязанность органов государственной власти учитывать отмеченные обязательства при подготовке проекта закона о Государственном бюджете Узбекистана позволяют сделать вывод об успешной реализации идей, закрепленных в проекте настоящего Конституционного закона.