Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего

Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего

Согласно последним оценкам Всемирного банка, в настоящее время в категорию стран с доходом выше среднего входит 52 государства. При этом методологические параметры измерения и установление пороговых значений благосостояния существенно менялись в течение последних 25 лет.
В связи с этим, целесообразно рассмотреть уровень благосостояния населения в странах по современной версии методологии Всемирного банка. Кроме того, представляется целесообразным выявить динамику основных макропоказателей, которые способствовали кардинальным изменениям за последние 2 десятилетия. В итоге это позволит определить траекторию реализации долгосрочной цели экономической политики Республики Узбекистан в сторону обеспечения перехода страны в категорию государств с доходом выше среднего, которую поставило перед собой правительство в Стратегии «Узбекистан - 2030».
 
Достижения Узбекистана за 5 лет
Под руководством Президента Шавката Мирзиёева, Узбекистан переживает значительную трансформацию, коренным образом изменившую его экономический ландшафт.
Страна демонстрирует открытость и устойчивое развитие по ключевым макроэкономическим индикаторам. Эти изменения открывают новые возможности для роста, улучшения делового климата, укрепления международных торговых связей, расширения инноваций и инвестиций в человеческий капитал.
За последние пять лет (2019–2023 гг.) экономика Узбекистана удвоилась (с $53 млрд до $110 млрд в 2024 г.), ВВП на душу населения вырос почти в 2 раза – с $1,6 тыс. до $3 тыс. в 2024 году (по прогнозным оценкам).
Всемирный банк пересмотрел свой прогноз по экономическому росту Узбекистана на 2024 г. в сторону увеличения до 6%. Более того, страна вошла в тройку самых быстрорастущих экономик среди развивающихся государств.
Результаты анализа основных макроэкономических показателей свидетельствуют о значительных инвестициях в экономическую инфраструктуру и модернизацию производственных мощностей.
В 2024 г. общий объем инвестиций в основной капитал составит по предварительным оценкам $120,1 млрд., что соответствует в среднем 24% ВВП Республики Узбекистан. Наряду с ростом инвестиций, экономика республики демонстрирует и рост показателей в сфере занятости и производительности труда.
За 2024 г. темпы роста занятости достигли 5,6%, генерируя устойчивый рост занятости населения. Так, производительность труда выросла на 25,1%, что характеризует рост эффективности использования рабочей силы, технологическое развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочной перспективе.
В результате, за 2024 г. экспорт Узбекистана удвоился, впервые превысив $25 млрд. При этом за годы либерализации национальной экономики объем освоенных иностранных инвестиций увеличился в 6 раз, что позволило создать более 1,5 млн. высокооплачиваемых рабочих мест.
Проведенный анализ динамики макропоказателей и качества институтов в разрезе 52 стран, которые в настоящее время входят в группу стран с доходом выше среднего, показывает, что ключевую роль в трансформации сыграли три важных фактора:
  • Наличие в стране богатого потенциала природных ресурсов и проведение политики сбережения в периоды выгодной и благоприятной конъектуры на сырьевых рынках. Благодаря росту цен на данные ресурсы данные страны смогли вывести доход на уровень выше среднего.
  • «Выгодное» географическое положение в свою очередь дает преимущество государствам быть в качестве транзита и реэкспорта. Одновременно данные страны смогли получить выгодные условия при заключении внешнеторговых контрактов. В частности, это договоренности между Белоруссией и Россией по экспортным ценам на энергоносители. Так, Беларусь получает нефть и газ из России по сниженным тарифам.
  • Существенный прирост населения в комбинации с развитием институциональной среды, где ярким примером выступает опыт экономического развития Малайзии.
Проводя сопоставление динамики макроэкономических параметров по методологии Всемирного банка для стран с доходом выше среднего и экономики Республики Узбекистан за последние 2 десятилетия можно увидеть следующие тенденции:
2001-2010г.г: данный период отражает благоприятные условия для развития мировой экономики, в частности, в сфере внешнеторговой деятельности. Об этом свидетельствуют высокие цены на сырьевые товары, в особенности на энергоносители, а также рост экспортного потенциала и расширения импорта. В данный период страны имели возможность проводить политику интенсивного сбережения средств и создания «подушек» безопасности. Данные тенденции характерны для стран, богатых сырьевыми ресурсами. Именно в данный период большинство стран, входящих в настоящее время в категорию с доходом выше среднего, осуществили переход в данную группу стран.
2011-2023гг.: в данный период глобальная экономика преодолевала негативные последствия от распространения коронавирусной инфекции COVID-19. На этом этапе наблюдалась стагнация внешнеэкономической деятельности, была нарушена логистическая цепочка движения базовых товаров и энергоносителей, что впоследствии стало причиной продолжительного инфляционного давления и кризиса уровня жизни.
Таким образом, делая выводы на базе сравнения макроэкономических параметров Узбекистана с категорией стран с доходом выше среднего согласно метрикам методологии Всемирного банка можно потенциально заключить следующие ориентиры для проведения долгосрочной государственной политики, исходя из тенденций категории стран с доходом выше среднего за 2000-2023гг:
  • минимизация высокого уровня разрыва между инфляцией и ВВП, не компенсирующего темп устойчивого роста. За 2010-2023гг. средние значения стран, вошедших и состоящих в категории стран с доходом выше среднего с учетом их экономических преобразований, по инфляции составили не более 5,07% в среднегодовом исчислении, в то время как годовой темп роста ВВП более 4,53%;
  • Минимизация девальвации национальной валюты и потенциальное сохранение текущей динамики. Стоит отметить, что среднее значение реального эффективного курса по группе стран с доходом выше среднего за последние 10 лет составил более 14%, а в Узбекистане только за 2023 г. данный показатель сохранился на уровне 8,5%. В то же время девальвация национальной валюты в Узбекистане не превышала 11% в период постлиберализации.
Важно также отметить, что в условиях нарастающей в мире экономической неопределенности при сопоставлении показателей макроэкономической и институциональной среды экономика Узбекистана демонстрирует существенные положительные сдвиги, при сравнении с развитием стран с доходом выше среднего. 
Динамика индикатора Валового национального дохода (ВНД) на душу населения по методу Atlas, разработанного Всемирным банком, Узбекистана с 2021г. показывает существенный ежегодный прирост с 7,27% до 11,86%. Данная тенденция делает цель перехода страны в долгосрочной перспективе в категорию стран с доходом выше среднего потенциально осуществимой с учетом минимизации разрыва темпов роста ВВП и инфляции с учетом дальнейшего ускорения темпов роста ВВП и прогрессирующего уменьшения инфляционного давления, сохранения текущей устойчивости национальной валюты и повышения качества институтов.
 
Бобур Корабоев, Дарья Угай, Дильноза Раимова,
Институт бюджетно-налоговых научных исследований при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан
 

📅 25.12.2024

Новости Узбекистана


Движущая сила великих перемен
Великий поэт, ставший синонимом Родины
Внешняя трудовая миграция –один из ключевых источников экономического развития Узбекистана
Президент Республики Узбекистан принял делегацию Российской Федерации
ОБЪЯВЛЕНИЕ
За 2017-2023 годы внешняя торговля Узбекистана выросла в 2,4 раза
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ  
Поддержка странами - членами ООН инициатив Узбекистана является результатом системных реформ в стране
Самаркандская инициатива - платформа для продвижения целей Саммита будущего ООН
Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего
Как СМИ Нового Узбекистана продвигают национальный контент
Новый Узбекистан даже в условиях сложного исторического наследия стремится к более справедливому и прозрачному устройству
Узбекский народ никогда не был равнодушен к событиям в Афганистане
Реформирование судебной системы Нового Узбекистана: от кого зависят судьи
К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии
Как Узбекистан имплементирует зарубежный опыт в систему президентских образовательных учреждений
Узбекистан: Развитие культуры – основной инструмент сохранения национальной индивидуальности
В Узбекистане разрабатывается программа «От бедности – к процветанию»
Как Новый Узбекистан снижает государственное участия в экономике
В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику
Многогранность внешней политики Нового Узбекистана
Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной антикоррупционной политики Нового Узбекистана
Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана
В Узбекистане укрепление межэтнической и межконфессиональной солидарности всегда находится в приоритете государственной политики
В Узбекистане 95,8 % шестилетних детей занимаются в подготовительных группах к школе
Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы
Узбекистан: устойчивая экономика в неустойчивом мире
В Узбекистане защита прав и свобод человека стала основным критерием обеспечения верховенства закона
Цифровизация сельского хозяйства Узбекистана повышает конкурентоспособность отрасли
Узбекистан делится опытом махалли как уникальной модели самоуправления и социального развития