Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии

К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии

В новой истории Республики Узбекистан начиная с 2016 года, как и во всех отраслях экономики, в энергетической сфере также осуществляются коренные реформы. Суть проводимых в энергетической отрасли реформ состоит в том, что здесь осуществляются глубокие структурные преобразования, модернизация и диверсификация.
Важным шагом в этом направлении стало создание в 2019 году Министерства энергетики Республики Узбекистан. Минэнерго и входящие в его структуру организации осуществляют государственное регулирование процессов производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии, угля, а также добычи, переработки, транспортировки, распределения, реализации и использования нефти, газа и продуктов их переработки.
В 2019 году единая   государственная компания «Узбекэнерго», до этого монопольно руководившееся энергетической отраслью страны, разделена на три отдельные структуры, которые призваны заниматься производством, транспортировкой, распределением и сбытом электрической энергии.
Управление тепловыми электростанциями и электроцентралями, вырабатывающими электрическую и тепловую энергию, в новых условиях осуществляет акционерное общество "Тепловые электрические станции".
Функции эксплуатации и развития магистральных электрических сетей, транспортировки электроэнергии по магистральным электрическим сетям республики и межгосударственного транзита, экспорта и импорта электрической энергии возложено на  АО «Национальные электрические сети Узбекистана». Эта  компания будет выступать также как единый закупщик электрической энергии у  производителей, в том числе с участием частного капитала. АО «Национальные электрические сети Узбекистана» создана  на базе упраздненных предприятий «Узэлектросеть» и «Энергосотиш».
Созданная третья структура АО «Региональные электрические сети» осуществляет  управление предприятиями территориальных электрических сетей, распределяющих и реализующих электрическую энергию конечным потребителям.
Агентство по развитию атомной энергетики также входит в  структуру  Минэнерго.
На 1 октября 2024 года в составе Минэнерго Узбекистана  функционируют  9 тепловых, 9 солнечных и 7 ветряных электростанций. Их общая мощность составляет 11 954 МВт.
Узбекистан осенью 2024  года начал  строительство первой в Центральной Азии  атомной электростанции совместно с госкорпорацией  «Росатом»  Российской Федерации. Проект предусматривает строительство станции мощностью 330 МВт с использованием шести реакторов по 55 МВт каждый. Первый энергоблок станции запустят в конце 2029 года, ввод  всех энергоблоков в эксплуатацию произойдёт до 2033 года.
В 2019 году приняты законы «О государственно-частном партнерстве» и «Об использовании возобновляемых источников энергии». Законом «Об использовании возобновляемых источников энергии» производителям ВИЭ предоставлен ряд льгот и преференций,   которые позволили обеспечить привлечение на рынок генерации прямые иностранные инвестиции ведущих зарубежных компаний.
Узбекистан также взял курс на широкое применение альтернативных источников энергии, «зеленую» экономику, которые в будущем должны играть ключевую роль в развитии отечественной энергетики. Международный институт солнечной энергии Узбекистана оценил технический потенциал производства электроэнергии за счет солнечной энергии в Узбекистане более чем  3000 ТВт/ч в год, что значительно превышает прогнозируемый спрос на электроэнергию к 2050 году.
По заключению зарубежных экспертов,  в Узбекистане потенциал ветровой энергии оценивается в 500 ГВт. Другие возобновляемые источники энергии, такие как геотермальные воды с низкой энтальпией, могут обеспечить до 1 ГВт мощности, а  потенциал биомассы оценивается в 15-17 ГВт.
Поставлена цель уже к 2026 году увеличить общую мощность солнечных и ветряных электростанций в стране до 8 ГВтПри достижении вышеуказанных показателей уже в 2026 году 22,7 млрд кВт/ч электроэнергии будет вырабатываться от солнечных и ветряных электростанций. Это позволит сэкономить 8,8 млрд. м3 природного газа и предотвратить выбросы парниковых газов от его сжигания в объеме 9,1 млн. тонн.
Был разработан и реализуется механизм продажи юридическими и физическими лицами излишне произведенной для собственных нужд электроэнергии, выработанной с использованием возобновляемых источников энергии.
В целом,  Узбекистан к 2030 году намерен довести долю производства «зеленой» энергии в общем объеме до 40%. К началу 2024 года доля ВЭС и в общем объеме составляла  10%.
Параллельно с Министерством  энергетики в  Узбекистане функционирует  АО «Узбекгидроэнерго», которое  также занимается строительством гидроэлектростанций, строительством и ремонтом гидротехнических сооружений, поставкой энергетического оборудования и  оказания услуг в сфере энергетики. АО «Узбекгидроэнерго» также владеет и управляет построенными им   гидроэнергетическими активами.
Таким образом, АО «Узбекгидроэнерго»  объединяет  все гидроэлектростанции республики, ранее входившие в состав АО «Узбекэнерго», а также подчиненные объединению «Узсувэнерго» Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
За последние 6 лет количество гидроэлектростанций в Узбекистане возросло с 37 в 2017 году до 58. После  запуска целого  ряда гидроэлектростанций  их число  достигнет 71.
В соответствии со «Стратегией развития Узбекистана на 2022-2026 гг.» до 2026 г. будет построено 15 новых ГЭС общей мощностью 868 МВт. Кроме того, ещё 5 действующих ГЭС будут модернизированы.  В результате к 2026 году общая мощность всех гидроэлектростанций страны достигнет 2 920 МВт.
Подготовлена и в апреле 2020 года  утверждена «Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020–2030 годы». Стратегической  целью Концепции является  обеспечение населения и экономики Узбекистана электроэнергией по конкурентоспособным ценам, развитие сбалансированного энергетического сектора.
В Концепции за 2020-2030 годы предусмотрены увеличение  мощностей с 12,9 ГВт до 29,3 ГВт, а производство электроэнергии с 63,6 млрд кВт⋅ч до 120,8 кВтч.; сокращение потребления природного газа в энергетической  отрасли с 16,5 млрд кубометров до 12,1 млрд кубометров; снижение потерь при передаче электроэнергии до 2,35% и при распределении — до 6,5% (в 1,85 раза меньше уровня 2019 года).
Приоритетными мероприятиями определены модернизация и реконструкция существующих электростанций, а также строительство новых с использованием энергоэффективных технологий производства электроэнергии; совершенствование систем учёта электроэнергии; развитие возобновляемых источников энергии, особенно солнечной энергии;  правовые реформы по совершенствованию тарифной политики и обеспечению перехода на оптовый рынок. 
В Узбекистане   активный рост  экономики и улучшение уровня жизни населения привели к тому, что за последние пять лет спрос на электроэнергию увеличился в 1,6 раза. Сегодня он достиг уже 86 млрд кВт/ч в год, который в целом удовлетворяется собственными мощностями.
Поэтому в стране обращается  особое внимание  к существенному росту производства электроэнергии.  Так, за последние 5 лет 56  новых объектов генерации либо введены в строй, либо находятся на стадии строительства. Суммарная мощность этих электростанций составляет порядка 30 тыс. мегаватт. К реализации проектов привлечено 25 млрд долларов инвестиций.
Значительная часть новых электростанций  приходится на возобновляемые источники энергии. Новые тепловые электростанции, которые были построены и строятся, также направлены на сокращение выбросов, потому что они собой заменят морально и физически устаревшие энергоблоки, эксплуатирующиеся более 40 и даже 50 лет.
В соответствии со стратегией "Узбекистан-2030", в энергетическом секторе проводятся также  системные реформы.  Например, взят курс на создание независимого регулятора рынка энергоресурсов. Наличие такого  регулятора ускоряет процесс реформ, а также повышает веру в прозрачность всех процессов в энергетической отрасли со стороны иностранных инвесторов.
Поэтому  в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по проведению очередного этапа реформирования сферы энергетики» от 28 сентября 2023 года было создано Агентство по развитию и регулированию рынка энергетики, на который возложены функции энергорегулятора.
Согласно данному Указу,  к 2026 году намечено внедрить свободный оптовый рынок, который будет формироваться на основе спроса и предложения электроэнергии. При этом необходимо сформировать нормативно-правовую базу, создать рыночную инфраструктуру, цифровизировать энергосистему вплоть до низового уровня, внедрить интеллектуальную систему управления в режиме реального времени (SCADA), исключающую человеческий фактор.
На  решение  этой проблемы поможет создание  станций хранения энергии. Первые два проекта Агентства по развитию и регулированию рынка энергетики будут введены в эксплуатацию  в декабре 2024 года. Мощность каждой  из станций  составит 150 мегаватт.
В июле 2024 года в Узбекистане принят новый закон "Об электроэнергетике", который регламентирует все вопросы  создания  рыночной инфраструктуры.  Был разработан ряд документов, в частности, правила оптового и розничного рынков электроэнергии, а также правила лицензирования.
За последние годы принят ряд правительственных решений, направленных на кардинальное снижение энергоемкости отраслей экономики и повышение их энергоэффективности. Для  Узбекистана это очень важно, так как удельное теплопотребление в Узбекистане составляет 390 кВтч/м2 по сравнению, к примеру, с 95 кВтч/м2 в Голландии.  Поэтому утверждена Целевая программа по  снижению энергоемкости экономики в 1,5 раза к 2030 году с достижением показателя 0,09.
Министерствами и ведомствами разработаны целевые параметры по экономии энергоресурсов, в частности, в течение 2022-2026 гг. в общей сложности предусмотрено достижение экономии 4 млрд.кВтч электроэнергии, 3,9 млрд. куб.м природного газа, и 21 тыс.тонн нефтепродуктов.
Для удовлетворения растущих потребностей динамично развивающейся экономики и населения предстоит довести объем производства электроэнергии к  2030 году  до 120 млрд кВт/ч. Для ввода новых мощностей и полной модернизации сетей потребуются инвестиции в размере 52 миллиардов долларов.
Однако в  Узбекистане планируют к 2030 году производство электроэнергии довести до  135 кВт/ч и   экспортировать в Европу от 10 до 15 млрд кВт/ч электроэнергии. Для этого будет построено линии электропередачи постоянного тока высокого напряжения (HVDC) протяженностью 2,5 тыс. км. Предполагаемый маршрут энергокоридора включает прокладку кабеля по дну Каспийского моря через Азербайджан и Грузию, а затем по дну Черного моря в Румынию.
Таким образом, в отрасли производства  электроэнергии  Узбекистана в настоящее время осуществляются коренные реформы, призванные не только полностью  и  бесперебойно удовлетворять потребности  экономики и населения в  энергоресурсах,  а  создать необходимые условия для ее экспорта в европейские страны.
 
Одил Олимжонов,
д.э.н, профессор,
Центр экономических исследований и реформ

📅 19.12.2024

Новости Узбекистана


Движущая сила великих перемен
Великий поэт, ставший синонимом Родины
Внешняя трудовая миграция –один из ключевых источников экономического развития Узбекистана
Президент Республики Узбекистан принял делегацию Российской Федерации
ОБЪЯВЛЕНИЕ
За 2017-2023 годы внешняя торговля Узбекистана выросла в 2,4 раза
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ  
Поддержка странами - членами ООН инициатив Узбекистана является результатом системных реформ в стране
Самаркандская инициатива - платформа для продвижения целей Саммита будущего ООН
Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего
Как СМИ Нового Узбекистана продвигают национальный контент
Новый Узбекистан даже в условиях сложного исторического наследия стремится к более справедливому и прозрачному устройству
Узбекский народ никогда не был равнодушен к событиям в Афганистане
Реформирование судебной системы Нового Узбекистана: от кого зависят судьи
К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии
Как Узбекистан имплементирует зарубежный опыт в систему президентских образовательных учреждений
Узбекистан: Развитие культуры – основной инструмент сохранения национальной индивидуальности
В Узбекистане разрабатывается программа «От бедности – к процветанию»
Как Новый Узбекистан снижает государственное участия в экономике
В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику
Многогранность внешней политики Нового Узбекистана
Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной антикоррупционной политики Нового Узбекистана
Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана
В Узбекистане укрепление межэтнической и межконфессиональной солидарности всегда находится в приоритете государственной политики
В Узбекистане 95,8 % шестилетних детей занимаются в подготовительных группах к школе
Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы
Узбекистан: устойчивая экономика в неустойчивом мире
В Узбекистане защита прав и свобод человека стала основным критерием обеспечения верховенства закона
Цифровизация сельского хозяйства Узбекистана повышает конкурентоспособность отрасли
Узбекистан делится опытом махалли как уникальной модели самоуправления и социального развития