Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


В Узбекистане разрабатывается программа  «От бедности – к процветанию»

В Узбекистане разрабатывается программа «От бедности – к процветанию»

В последние годы Узбекистан демонстрирует впечатляющие успехи в снижении бедности благодаря целенаправленной государственной политике, которая сосредоточена на комплексном улучшении жизненных условий граждан. Политика страны включает в себя стратегическое сочетание экономических реформ, социальной поддержки и улучшения общественных услуг.
Важно отметить, что послание Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева от 24 января 2020 г., в котором бедность была впервые официально признана критически важной для страны проблемой, ознаменовало начало практических действий Узбекистана по ее решению. В своём послании глава государства подчеркнул необходимость комплексной экономической и социальной политики, включающей стимулирование предпринимательской активности, создание новых рабочих мест и мобилизацию потенциала населения.
Эти меры стали основой государственной стратегии Узбекистана, направленной на сокращение бедности, улучшение условий жизни граждан и уже начали приносить значительные результаты.
Так, в своем докладе Всемирный банк отмечает, что с 2015-по 2022 гг. уровень бедности в Узбекистане сократился в 2 раза. Согласно международной черте бедности, используемой для стран, входящих в верхнюю группу стран со средним уровнем дохода, уровень бедности в Узбекистане снизился с 36% в 2015 г. до 17,3% в 2022 г., и 5,1 млн. человек были выведены из состояния бедности. При этом темпы снижения являлись более высокими, чем в остальных странах Центральной Азии, а также Европы.
За последние 3 года в стране были улучшены условия жизни 3 млн. человек, нуждающихся в помощи, а уровень бедности снизился с 17% до 11% в 2023 г. В текущем году планируется снизить этот показатель до 9%, а к 2030 г. – сократить в 2 раза.
В течение 2021-2023 гг. из бедности были выведены 1,2 млн. человек
в сельской местности и 
400 тыс. человек в городах.
В этом контексте целесообразно более подробно осветить особенности реализации приоритетов государственной политики по борьбе с бедностью в Узбекистане.
Первое, ключевые задачи и меры по сокращению бедности и социальной защите прочно закреплены в законодательстве и государственных стратегиях. В частности, для осуществления этой деятельности были созданы Национальное агентство социальной защиты и центры социального обслуживания «Инсон». В результате гарантированная социальная защита охватила более
2,3 млн. нуждающихся семей, женщин, пожилых и инвалидов. Это в четыре раза больше, чем в 2017 г.
Также были запущены совершенно новые организационно-правовые механизмы, такие как «Железная тетрадь», «Женская тетрадь», «Молодежная тетрадь», «Тетрадь милосердия».
В новой редакции Конституции было определено, что государство должно принимать меры по организации занятости населения, его социальной поддержке и сокращению бедности. Так, в статье 43 говорится, что государство обеспечивает занятость граждан, защищает их от безработицы, принимает меры по сокращению бедности, организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку граждан. В обновленной Конституции четко определено, что страна является социальным государством.
Кроме того, согласно Стратегии «Узбекистан 2030», к 2026 г. уровень бедности планируется сократить вдвое по сравнению с 2022 г., а к 2030 г. – повысить доходы 4,5 млн. человек, подверженных риску попадания в бедность, и подготовить 500 тыс. квалифицированных специалистов на основе социального партнерства.
Второе, правительство применяет комплексный подход к сокращению бедности, вкладывая значительные средства в социальную защиту и инфраструктуру. В частности, в 2023 г. на программы социальной помощи было выделено 12,3 трлн. сум,
на льготные кредиты, направленные на развитие местного предпринимательства – 35 трлн. сум, а также 7 трлн. сум – на субсидии для развития проектов в регионах, страдающих от бедности, особенно в махаллях.
Эти финансовые стимулы оказали непосредственное влияние на выход миллионов людей из состояния бедности, обеспечив им как немедленную помощь, так и долгосрочные экономические возможности.
При этом одним из наиболее важных достижений стало расширение охвата социальной защиты. К примеру, пенсии и пособия были увеличены в 1,5 раза, что непосредственно отразилось на группах населения с низкими доходами. Кроме того, правительство уделяет особое внимание развитию инфраструктуры, инвестируя 120 трлн. сум в такие жизненно важные отрасли, как здравоохранение, образование и транспорт.
Третье, внедрение должности «помощника хокима» в регионах играет важную роль в сокращении бедности. По инициативе Главы государства с 2022 г. в каждой махалле появилась должность помощника хокима в целях улучшения условий для социально-экономического развития махаллей, обеспечения оплачиваемой работой и стимулирования предпринимательства.
Сегодня в более чем 9,4 тыс. махаллей в республике помощниками хокимов работают экономисты, которые занимали должности руководителей в организациях, входящих в экономический комплекс.
Следует отметить, что с момента создания этого института к концу 2023 г. в общей сложности 5,1 млн. человек были трудоустроены на постоянную и сезонную работу; 3,9 млн. – были зарегистрированы в качестве самозанятых.
Кроме того, только за 2023 г. из 97 тыс. махаллинских микропроектов, сформированных помощниками хокима, было реализовано 92 тыс. и создано почти 400 тыс. новых рабочих мест.
Четвертое, создание рабочих мест и развитие профессиональных навыков – один из ключевых механизмов политики Узбекистана по сокращению бедности. Страна сталкивается с парадоксом: несмотря на наличие 250 тыс. вакансий в различных отраслях, 35% семей с низкими доходами не обладают необходимыми навыками, чтобы занять эти рабочие места. Этот дефицит навыков является ключевым препятствием для устойчивого сокращения бедности, и государство решает эту проблему, расширяя программы обучения.
Так, например, в 2022-2023 гг. в моноцентрах «Ишга Мархамат» и других негосударственных образовательных учреждениях были обучены профессиям и навыкам предпринимательства около 600 тыс. граждан. В 2024 г. 250 тыс. безработных прошли обучение различным профессиям, а более 2 млн. человек были вовлечены в предпринимательские инициативы, направленные на получение дохода.
В будущем году центр при Торгово-промышленной палате будет обучать и трудоустраивать членов бедных семей навыкам, востребованным на предприятиях. Для широкого вовлечения негосударственных учебных заведений в обучение профессиям и предпринимательству была запущена система «Kasbiy-talim.uz».
Микрофинансирование тоже играет ключевую роль в развитии самозанятости: на программу микрокредитования выделено 10 трлн. сум, что обеспечит капитал для малого бизнеса и поможет семьям с низкими доходами. Кроме того, введены беспроцентные займы на образование, особенно для детей из малообеспеченных семей, что способствует выходу из бедности.
Более того, благодаря правительственным усилиям в области образования посещаемость дошкольных учреждений выросла с 27% до 74% за 3 года, а уровень детской бедности сократился на 14%.
Пятое, одним из основных аспектов борьбы с бедностью в стране также являются аграрные реформы. С 2020 г. правительство выделило 260 тыс. га земли для 800 тыс. семей, обеспечив им прямой источник дохода. На основе зарубежного опыта, по модели «компания-кооператив-дехканское хозяйство» семьи с низкими доходами могут заниматься сельским хозяйством самостоятельно или в кооперативах, повышая свои заработки и способствуя продовольственной безопасности. Таким образом к 2025 г. еще 50 тыс. га будут распределены между 100 тыс. семей, что будет способствовать устойчивому росту сельского хозяйства.
Кроме того, программы микрокредитования поддерживают производителей, предлагая 5-летние кредиты на оборудование, что помогает преодолевать бедность в сельской местности.
ШестоеУзбекистан стремится к устойчивому сотрудничеству с международными организациями и странами для обмена опытом и реализации проектов, направленных на поддержку нуждающихся. Ярким примером этого является проведение в Узбекистане в этом году международной конференции «Глобальный диалог по многомерной бедности». По словам Президента Ш.Мирзиёева, «взаимный диалог по многомерной бедности служит достижению благородных целей, а выработанные по его итогам практические предложения и рекомендации станут новым шагом в деле сокращения бедности в глобальном масштабе».
Также, в ноябре 2024 г. Узбекистан вступил в Глобальный альянс по борьбе с голодом и бедностью, что явилось историческим шагом в решении глобальных проблем продовольственной безопасности и активной борьбе с голодом, бедностью и неравенством.
В целом, Узбекистан демонстрирует значительные успехи в сокращении бедности с ежегодным снижением ее показателей
на 3%, существенными инвестициями в социальную защиту и фокусом на занятости, навыках и сельскохозяйственных реформах. В свою очередь разрабатывается программа «От бедности – к процветанию», призванная продолжить эти усилия в ближайшие годы.
Данные усилия страны, обусловленные инвестициями и ключевой ролью институтов махалли, направлены на образование, создание рабочих мест и развитие сельских районов. При условии дальнейшего развития действующих механизмов цель снижения уровня бедности до 7% к 2027 г. представляется достижимой, что поддержит устойчивый экономический рост.
Необходимо отметить, что сокращение бедности на уровне махаллей в стране, основанное на передовом мировом опыте, показывает очевидные результаты. Как подчеркнул лауреат Нобелевской премии Абхиджит Банерджи, «система махаллей в Узбекистане имеет свой собственный уникальный рецепт, позволяющий вывести из бедности каждую нуждающуюся семью».
 
В этой связи целеполагающим представляется мнение президента страны Шавката Мирзиёева о том, что «в дальнейшем снижение уровня бедности станет «общенациональным движением». Ежедневная работа руководителей всех уровней – от правительства до районной организации – должна быть направлена на то, чтобы вывести семьи из бедности. В этой связи будет осуществляться строгий контроль и расследование».
 
Мухаммадали Абдужабборов,
ведущий научный сотрудник ИСМИ

📅 17.12.2024

Новости Узбекистана


Движущая сила великих перемен
Великий поэт, ставший синонимом Родины
Внешняя трудовая миграция –один из ключевых источников экономического развития Узбекистана
Президент Республики Узбекистан принял делегацию Российской Федерации
ОБЪЯВЛЕНИЕ
За 2017-2023 годы внешняя торговля Узбекистана выросла в 2,4 раза
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ  
Поддержка странами - членами ООН инициатив Узбекистана является результатом системных реформ в стране
Самаркандская инициатива - платформа для продвижения целей Саммита будущего ООН
Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего
Как СМИ Нового Узбекистана продвигают национальный контент
Новый Узбекистан даже в условиях сложного исторического наследия стремится к более справедливому и прозрачному устройству
Узбекский народ никогда не был равнодушен к событиям в Афганистане
Реформирование судебной системы Нового Узбекистана: от кого зависят судьи
К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии
Как Узбекистан имплементирует зарубежный опыт в систему президентских образовательных учреждений
Узбекистан: Развитие культуры – основной инструмент сохранения национальной индивидуальности
В Узбекистане разрабатывается программа «От бедности – к процветанию»
Как Новый Узбекистан снижает государственное участия в экономике
В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику
Многогранность внешней политики Нового Узбекистана
Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной антикоррупционной политики Нового Узбекистана
Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана
В Узбекистане укрепление межэтнической и межконфессиональной солидарности всегда находится в приоритете государственной политики
В Узбекистане 95,8 % шестилетних детей занимаются в подготовительных группах к школе
Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы
Узбекистан: устойчивая экономика в неустойчивом мире
В Узбекистане защита прав и свобод человека стала основным критерием обеспечения верховенства закона
Цифровизация сельского хозяйства Узбекистана повышает конкурентоспособность отрасли
Узбекистан делится опытом махалли как уникальной модели самоуправления и социального развития