Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику

В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику

В настоящее время, когда развитие нашего государства вступило в новый этап, осуществляются масштабные реформы по модернизации всех сфер общественной жизни и построению правового государства. В этом процессе законотворческая деятельность приобретает особую актуальность и становится важным фактором эффективности государственного управления. Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, активизация интеграционных процессов на международной арене, а также глобальные тенденции цифровизации требуют кардинального совершенствования законотворческой деятельности.
 
Институциональные изменения и внимание к качеству законов
Концепция совершенствования нормотворческой деятельности, принятая в 2018 году, ознаменовала коренной поворот в данной сфере. Этот документ служит кардинальному совершенствованию институциональных, правовых и организационных основ нормотворческой деятельности. Анализ показывает, что если раньше подзаконные акты являлись основным инструментом, определяющим механизм исполнения законов, то сегодня приоритет отдается прямому действию законов.
В последние годы был осуществлен ряд важных изменений в совершенствовании институциональной структуры законотворчества. В частности, был создан Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлиса Республики Узбекистан и научно обеспечена деятельность парламента.
Достижения в этой области находят свое отражение и в международных рейтингах. За последние 6 лет Узбекистан поднялся на 5 позиций в индексе «Верховенство закона» (Rule of Law) и на 24 позиции в индексе «Мировые показатели управления» (WGI), что является ярким свидетельством наших успехов. За этими показателями стоят последовательные реформы, системные изменения и усилия, направленные на повышение качества законотворчества.
Внедрение принципов «умного регулирования» (Smart regulation) привело к качественно новому этапу в законотворческой деятельности. В рамках этой модели применяются такие современные инструменты, как оценка воздействия законопроектов на жизнь общества (Regulatory Impact Assessment) и снижение регуляторной нагрузки (Regulatory burden reduction).
Особое внимание уделяется гармонизации международного опыта и национальной законодательной практики при разработке нормативно-правовых актов. В этой связи ведется системная работа по изучению передового опыта зарубежных стран и его имплементации в национальное законодательство. Например, глубоко изучается и внедряется с учетом национальных условий опыт законотворчества таких развитых стран, как Германия, Япония, Южная Корея.
 
В любом правовом государстве все отношения основываются на нормах закона
2023 год приобрел особое историческое значение с принятием новой Конституции, ознаменовавшей коренной поворот в жизни нашей страны. Обновленный Основной закон, гармонично сочетающий исконные ценности нашего народа, требования сегодняшнего дня и перспективы завтрашнего дня, создал основу для важных обновлений и в сфере законотворчества. В статье 98 Конституции расширены полномочия субъектов права законодательной инициативы, активизировано их участие в законотворческом процессе. Это служит развитию законотворческого процесса на основе демократических принципов.
То, что механизмы государственного управления осуществляются прежде всего через нормотворчество, в частности законотворческую деятельность, является сегодня доказанной истиной. Законотворчество – это сложный, многоэтапный и многогранный процесс, эффективность которого напрямую зависит от жизнеспособности и народности принимаемых правовых норм. Ведь каждый гражданин желает видеть в правовых нормах юридические гарантии своей жизни, благополучия и будущего.
В законотворческой деятельности важное значение имеет глубокое изучение потребностей общества, учет тенденций развития общественных отношений и перспективное прогнозирование. Особенно в сегодняшнем стремительно меняющемся мире актуальное значение приобретает повышение качества и эффективности законотворчества, обеспечение стабильности законов.
Глобальные инновации, стремительное развитие цифровых технологий и появление новых общественных отношений требуют новых подходов к законотворческой деятельности. В этой связи перед субъектами законотворчества стоит задача не только регулирования существующих правовых отношений, но и правового обеспечения новых общественных отношений, которые могут возникнуть в перспективе.
Основная арена законотворческой деятельности
В результате выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2024 году сформирован новый состав парламента. Перед новым депутатским корпусом стоят важные задачи по внедрению новых подходов к законотворчеству, принятию народных и эффективных законов.
Как всем известно, законотворчество представляет собой системный процесс, требующий комплекса специфических методов и инструментов, включающий сложные действия от определения потребности общества в правовой норме до вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта и мониторинга его исполнения.
Следует отметить, что в формировании правового государства и гражданского общества важное значение имеет обеспечение оптимальности, совершенства, народности и эффективности законодательства. Одним словом, развитие общества и государства зависит от качества нормотворческой деятельности.
Поэтому работа парламента организуется на основе новых подходов. За прошедший период нижней палатой парламента был глубоко изучен и проанализирован опыт более 20 развитых государств, имеющих передовой опыт нормотворчества, в том числе США, Великобритании, Германии, Франции, Южной Кореи и Турции, а также достижения современной науки.
Ожидается, что новый созыв парламента, учитывая этот опыт, осуществит масштабную работу по разработке еще более эффективных, народных законов. Если в 2022 году количество законов, принятых Законодательной палатой и направленных в Сенат, составило 88, то в 2023 году этот показатель достиг 99. В соответствии со статьей 98 Конституции в новой редакции, субъектами права законодательной инициативы в 2023 году в Законодательную палату было внесено всего 121 законопроект. В 2022 году этот показатель составлял 120.
За прошедший период существенно повысились требования депутатов к качеству и концепции законов, исходя из интересов избирателей, в том числе партийного электората. В результате ряд обсуждаемых законопроектов вызвал серьезные дискуссии и дебаты, по итогам голосования 4 законопроекта были отклонены и возвращены субъекту инициативы.
Особую роль в координации взаимоотношений палат парламента в сфере законотворчества, устранении разногласий при принятии законов играют согласительные комиссии. Эти комиссии становятся важным механизмом совершенствования законов. В 2023 году по 2 законам, отклоненным Сенатом, были созданы Согласительные комиссии, и по их заключению законы были приняты Законодательной палатой и направлены в Сенат.
Перед новым составом парламента стоят приоритетные задачи, направленные на дальнейшее укрепление правовых основ в таких важных направлениях, как повышение благосостояния народа, развитие предпринимательства, усиление социальной защиты населения, улучшение повседневной жизни людей, надежная защита законных прав и интересов граждан.
Актуальные задачи, стоящие перед нами
Развитие законодательной деятельности в Узбекистане на новом этапе ускоряет процессы интеграции нашей страны в мировое правовое сообщество. Интеграция в международные правовые структуры требует приведения нашего национального законодательства в соответствие с международными стандартами и требованиями. В этом направлении позиция нашей страны в таких престижных международных рейтингах, как "Индекс верховенства закона", "Мировой проект правосудия", постоянно улучшается.
Наряду с достижениями в сфере законотворчества существует ряд актуальных задач, требующих решения. В частности:
Во-первых, необходимо дальнейшее усиление парламентского контроля над исполнением законодательных актов. В этой связи следует совершенствовать систему мониторинга с использованием современных информационных технологий, развивать методологию оценки эффективности исполнения законов.
Во-вторых, необходимо продолжить работу по систематизации и кодификации законодательной базы. В этом направлении необходимо устранить дублирующие и устаревшие нормы законов, оптимизировать систему законодательства путем принятия отраслевых кодексов.
В-третьих, вопрос внедрения технологий искусственного интеллекта в законотворческий процесс. В частности, необходимо расширить практику использования современных программных продуктов в процессах подготовки законопроектов, оценки их воздействия, проведения правовой экспертизы.
В-четвертых, задача глубокого изучения международного опыта и эффективной имплементации его в национальное законодательство. При этом важное значение имеет гармонизация международных правовых стандартов с национальным законодательством, внедрение передового зарубежного опыта с учетом национальных особенностей.
В-пятых, необходимо расширение участия институтов гражданского общества в законотворческом процессе. Необходимо совершенствовать механизмы усиления общественного контроля, обеспечения активного участия граждан в обсуждении законопроектов.
В-шестых, вопрос повышения кадрового потенциала в сфере законотворчества. В этом направлении необходимо изучать международный опыт, совершенствовать систему повышения квалификации, усиливать сотрудничество с зарубежными экспертами.
В заключение можно сказать, что реформы в сфере законотворчества в Узбекистане последовательно продолжаются.
Эти реформы в конечном итоге служат укреплению основ правового государства в нашей стране, надежной защите прав и свобод граждан, повышению благосостояния общества. Последовательное продолжение реформ в сфере законотворчества создает основу для дальнейшего повышения авторитета Узбекистана на международной арене, ускорения процессов интеграции в мировое сообщество.
 
Жавохир Сафаев,
главный научный сотрудник
Института парламентских исследований при
Законодательной палате Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

📅 17.12.2024

Новости Узбекистана


Движущая сила великих перемен
Великий поэт, ставший синонимом Родины
Внешняя трудовая миграция –один из ключевых источников экономического развития Узбекистана
Президент Республики Узбекистан принял делегацию Российской Федерации
ОБЪЯВЛЕНИЕ
За 2017-2023 годы внешняя торговля Узбекистана выросла в 2,4 раза
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ  
Поддержка странами - членами ООН инициатив Узбекистана является результатом системных реформ в стране
Самаркандская инициатива - платформа для продвижения целей Саммита будущего ООН
Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего
Как СМИ Нового Узбекистана продвигают национальный контент
Новый Узбекистан даже в условиях сложного исторического наследия стремится к более справедливому и прозрачному устройству
Узбекский народ никогда не был равнодушен к событиям в Афганистане
Реформирование судебной системы Нового Узбекистана: от кого зависят судьи
К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии
Как Узбекистан имплементирует зарубежный опыт в систему президентских образовательных учреждений
Узбекистан: Развитие культуры – основной инструмент сохранения национальной индивидуальности
В Узбекистане разрабатывается программа «От бедности – к процветанию»
Как Новый Узбекистан снижает государственное участия в экономике
В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику
Многогранность внешней политики Нового Узбекистана
Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной антикоррупционной политики Нового Узбекистана
Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана
В Узбекистане укрепление межэтнической и межконфессиональной солидарности всегда находится в приоритете государственной политики
В Узбекистане 95,8 % шестилетних детей занимаются в подготовительных группах к школе
Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы
Узбекистан: устойчивая экономика в неустойчивом мире
В Узбекистане защита прав и свобод человека стала основным критерием обеспечения верховенства закона
Цифровизация сельского хозяйства Узбекистана повышает конкурентоспособность отрасли
Узбекистан делится опытом махалли как уникальной модели самоуправления и социального развития