Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана

Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана

За последние годы международный экстремизм и терроризм превратились в глобальную проблему современности, которая остается одной из главных угроз международному миру и безопасности. При этом расширяются масштабы, усложняется характер, возрастает численность терактов, становятся более разнообразными их формы, объекты и цели.
Необходимо признать тот факт, что сегодня международные террористические и религиозно-экстремистские организации видоизменились в глобальные вызовы и угрозы, а также приобрели новый облик, достигнув невероятных возможностей. Сегодня они способны поставить под угрозу целостность государств и стабильность целых регионов.
Трансформация международного терроризма в сложное социально-политическое явление требует постоянного поиска путей выработки эффективных мер реагирования, изучения истоков появления экстремистских мировоззрений, ответственности за благополучие миллионов людей, населяющих обширный регион Центральной Азии.
В этих условиях в Республике Узбекистан создана и продолжает развиваться национальная система противодействия терроризму, которая включает в себя обширную законодательную, нормативно-правовую
и институциональную базу, обеспечивающая проведение эффективной контртеррористической политики как внутри страны, так и в международном масштабе.
Так, в Узбекистане были приняты законы Республики Узбекистан
«О борьбе с терроризмом» (2000г.), «О государственной молодежной политике» (2016г.), «О противодействии экстремизму» (2018г.), «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» (2019г.),
«О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (2019г.), «Национальная стратегия по правам человека (2020г.)».
В июле 2021 года в целях обеспечения эффективной
и скоординированной государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму, позволяющей защитить конституционный строй, обеспечить национальную безопасность, а также права и свободы граждан
в данной сфере принята Национальная стратегия по противодействию экстремизму и терроризму в Республике Узбекистан на 2021 – 2026 годы.
Кроме того в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы (шестое приоритетное направление, цель №82) особое значение отведено решению задачи по формированию эффективных механизмов противодействия экстремизму и терроризму.
Сегодня Новый Узбекистан активно участвует в борьбе против терроризма на мировой арене, последовательно поддерживает деятельность международной антитеррористической коалиции.
Республика Узбекистан последовательно и безоговорочно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях, привержен международному сотрудничеству, является активным участником всеобъемлющих
и комплексных усилий по противодействию международному экстремизму
и терроризму, ратифицировав международные конвенции и протоколы
в данной сфере.
В 2006 году наша республика поддержала утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН Глобальную контртеррористическую стратегию (ГКТС ООН), ставшую уникальным документом по активизации и консолидации национальных, региональных и международных мер в борьбе с различными проявлениями терроризма. Единогласное принятие государствами-членами ООН данной программы, которая сегодня служит общим ориентиром
в эффективном противодействии терроризму, впервые ознаменовало формирование международного консенсуса относительно единой стратегической основы для борьбы с этим злом.
К тому же Узбекистан принимает активное участие в реализации ГКТС ООН и на региональном уровне. В частности, в 2011 году странами ЦА
на основе многосторонних консультаций и консенсуса был принят Совместный план действий по реализации ГКТС ООН, который сегодня выступает в качестве основы для консолидации усилий соседствующих государств по борьбе с угрозой терроризма. При этом Центральная Азия стала первым регионом, где начата всеобъемлющая и комплексная реализация программного документа.
Это единственная в своем роде региональная стратегия, опытом которой могут воспользоваться и другие государства. По словам Генерального секретаря ООН А. Гутерриша, «страны Центральной Азии являются примером в совместном осуществлении данной стратегии ООН».
В 2021 году исполнилось десять лет со дня принятия Совместных действий в регионе по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН. В этой связи Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев в ходе выступления на 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН озвучил инициативу по проведению в Ташкенте международной конференции высокого уровня, посвященной этой знаменательной дате.
Прошедшая 3-4 марта 2022 года конференция позволила обменяться уникальным опытом реализации ГКТС ООН в странах региона, определить новые приоритеты и направления взаимодействия, а также придать новый импульс региональному сотрудничеству в борьбе с угрозами экстремизма
и терроризма.
Международное мероприятие собрало в Ташкенте солидный состав участников: главы иностранных ведомств стран Центральной Азии, Индии, Пакистана, высокопоставленные должностные лица международных
и региональных организаций – ООН, ОБСЕ, ЕС, РЦПДЦА, ШОС, СНГ, Интерпол, а также главы зарубежных дипломатических миссий
в Узбекистане.
Контртеррористическим управлением ООН и Управлением ООН
по наркотикам и преступности налажен механизм проведения поэтапных учебных курсов по борьбе с терроризмом, насильственным экстремизмом, организованной преступностью и финансированием терроризма для сотрудников правоохранительных органов Узбекистана.
5 июля 2021 года в рамках 47-й сессии Совета ООН по правам человека при участии представителей Узбекистана проведено онлайн-мероприятие
на тему «Реабилитация и реинтеграция женщин и детей, репатриированных
из Сирии и Ирака».
Необходимо особо отметить, что с 2019 года Узбекистан провел несколько операций (миссий) «Мехр» для репатриации из Сирии, Ирака
и Афганистана женщин и детей. Из конфликтных регионов было вывезено более 500 человек, находившихся в сложной ситуации.
Мировое сообщество высоко оценило действия Узбекистана
по репатриации своих граждан из конфликтных зон с организацией комплекса мер по реабилитации и возвращения их к нормальной мирной жизни.
По мнению международных экспертов, усилия по признанию детей как жертв и принятие во внимание гендерных вопросов очень важны с точки зрения защиты личных интересов при помощи реинтеграционных программ. Эти действия направленны на социальную поддержку и реализацию потенциала человека, которые будут способствовать усилению демократического развития и укреплению приоритета закона.
Реинтеграция возвратившихся детей, женщин и семей обществу,
с одной стороны, положит конец социальному одиночеству, с другой – уменьшение бедности в обществе будет укреплять мир и стабильность.
Следует отметить, что принципы такого сотрудничества в рамках ООН заключаются в следующем:
первое, эффективно противостоять современным угрозам можно только путем укрепления коллективных механизмов международного сотрудничества, принятия последовательных мер, исключающих возможность применения двойных стандартов;
второе, первостепенное внимание должно уделяться борьбе
с причинами угроз, а не с их последствиями. Международному сообществу важно активизировать вклад в борьбу с радикальными и экстремистскими центрами, культивирующими идеологию ненависти, создающими конвейер формирования будущих террористов;
третье, реагирование на возрастающую угрозу терроризма должно быть всеохватывающим, а ООН должна играть роль ключевого мирового координатора в данном направлении.
Республика Узбекистан является активным участником Шанхайской Организации Сотрудничества, целью которой также является совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе.
В данном контексте следует подчеркнуть, что учреждение Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС с размещением её штаб-квартиры в Ташкенте стало своего рода признанием ведущей роли Узбекистана в борьбе с терроризмом.
РАТС ШОС за годы своей деятельности продемонстрировала способность адаптироваться к вновь возникающим вызовам и реалиям современности, решению принципиально новых задач по обеспечению безопасности и стабильности на пространстве ШОС.
29 марта 2024 года в Ташкенте состоялось очередное 41-е заседание Совета РАТС ШОС.
В мероприятии приняли участие делегации компетентных органов Узбекистана, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана, а также представители Исполнительного комитета РАТС ШОС.
Заседание Совета началось с обращения Ш.Мирзиёева к его участникам, в котором отмечалось, что «Узбекистан, как государство-соучредитель ШОС и принимающая сторона Исполкома, придает важное значение дальнейшему повышению роли и деятельности РАТС, как уникальной платформы многостороннего сотрудничества в противодействии терроризму, экстремизму, радикализму и другим угрозам». В нем также акцентировалось внимание на необходимость совершенствования правовых механизмов, наращивание практического партнерства, в том числе проведение совместных мероприятий, направленных на предупреждение и оперативное реагирование на возникающие риски.
По итогам заседания Совета РАТС ШОС были приняты ряд важных решений и документов, к которым можно отнести:
проект Программы сотрудничества государств-членов ШОС
в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2025 – 2027 годы;
о проведении Совместной пограничной операции погранслужб государств-членов ШОС «Солидарность-2024»;
о проведении XX международной научно-практической конференции, посвященной сотрудничеству государств-членов ШОС и государств-наблюдателей в сфере противодействия международному терроризму
и проявлению экстремизма;
о сотрудничестве компетентных органов государств-членов ШОС
в сфере противодействия использованию Интернета, а также по выявлению
и пресечению каналов финансирования террористической деятельности.
Также необходимо отметить, что ежегодно проводятся встречи секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС, которые позволяют проводить «сверку часов» по наиболее актуальным вопросам
в сфере безопасности.
При содействии и координирующей роли Исполкома РАТС организована деятельность специальных структур стран ШОС по розыску граждан, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, а также систематическому обновлению соответствующей информационной базы.
Кроме того, на регулярной основе проводятся антитеррористические учения ШОС, в т.ч. по выявлению и пресечению использования сети Интернет в террористических, экстремистских и сепаратистских целях, а также международная антинаркотическая операция «Паутина».
Успешность подобной практики демонстрирует тот факт, что
за последние три года пресечена деятельность 218 законспирированных ячеек МТО. Из незаконного оборота изъяли 7 669 единиц оружия, 830 самодельных взрывных устройств, более 225 тыс. патронов, гранат и других боеприпасов.
В Интернете заблокировали порядка 322 тыс. информационных ресурсов
и материалов, пропагандирующих терроризм, сепаратизм и экстремизм.
Аналогичную работу Узбекистан проводит в системе Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств
(АТЦ СНГ).
В рамках СНГ принята «Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма».
Результативностью данной деятельности является то, что правоохранительные органы стран Содружества активно противодействуют различным террористическим организациям, в том числе, деятельность которых направлена на рекрутирование граждан стран ЦА в ряды боевиков зарубежом.
В деле противодействия терроризму Республика Узбекистан уделяет особое внимание партнерству с Организацией по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которое подкрепляется двухгодичными программами по совместному сотрудничеству в военно-политическом измерении.
Сотрудничество Узбекистана с данной организацией направлено
на реализацию ключевых задач, направленных на противодействие терроризму, обеспечение информационной/кибербезопасности и содействие
в борьбе с финансированием терроризма.
При этом необходимо отметить, что ежегодно, при поддержке ОБСЕ
в Академии ВС РУ проводятся международные научные мероприятия, посвященные широкому спектру проблем обеспечения безопасности
и обороны.
Организованные дискуссии в рамках научных форумов являются для зарубежных и национальных экспертов уникальной площадкой для обмена взглядами и мнениями по обсуждению причин возникновения современных вызовов и угроз безопасности, в т.ч. нетрадиционного характера, выработке комплекса скоординированных мер в противодействии деструктивной идеологии и пропаганде, терроризму, религиозному экстремизму, сепаратизму и радикализму.
С учетом изменения форм, объектов и целей терроризма, Республика Узбекистан адаптирует свою стратегию борьбы с терроризмом
к современным вызовам и угрозам, делая ставку на «борьбу за умы» людей,
в первую очередь, молодёжи, путем повышения правовой культуры, духовно-религиозного просветительства и защиты прав человека.
Руководство страны опирается на принцип: важно бороться
с причинами, обуславливающими становлению граждан восприимчивыми
к террористическим идеологиям.
Государство своей контртеррористической политикой стремится выработать у граждан, с одной стороны, иммунитет против радикального понимания ислама, воспитать толерантность, с другой стороны – инстинкт самосохранения против вербовки.
В целом, используемый Республикой Узбекистан комплексный подход
в предотвращении угроз экстремизма и терроризма имеет особое значение
для безопасности и благополучия населения, обеспечения национальной
и региональной стабильности.
В настоящее время Узбекистан находится среди самых безопасных стран мира. В «Глобальном индексе терроризма» за 2023 год Узбекистан вновь вошел в категорию стран с незначительным уровнем террористической опасности.
Высокий уровень безопасности в стране благотворно влияет
на инвестиционную привлекательность государства, что позволяет республике успешно осуществлять взаимовыгодное сотрудничество
со многими странами мира в торгово-экономической, научно-технической, социально-гуманитарной, культурной и других областях.
Таким образом, наряду с другими субъектами мирового сообщества усилия Республики Узбекистан направлены на реализацию комплексных мер противодействия терроризму, экстремизму и радикализму, которые позволяют сообща решать задачи по обеспечению региональной и международной безопасности.

📅 13.12.2024

Новости Узбекистана


Движущая сила великих перемен
Великий поэт, ставший синонимом Родины
Внешняя трудовая миграция –один из ключевых источников экономического развития Узбекистана
Президент Республики Узбекистан принял делегацию Российской Федерации
ОБЪЯВЛЕНИЕ
За 2017-2023 годы внешняя торговля Узбекистана выросла в 2,4 раза
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ  
Поддержка странами - членами ООН инициатив Узбекистана является результатом системных реформ в стране
Самаркандская инициатива - платформа для продвижения целей Саммита будущего ООН
Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего
Как СМИ Нового Узбекистана продвигают национальный контент
Новый Узбекистан даже в условиях сложного исторического наследия стремится к более справедливому и прозрачному устройству
Узбекский народ никогда не был равнодушен к событиям в Афганистане
Реформирование судебной системы Нового Узбекистана: от кого зависят судьи
К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии
Как Узбекистан имплементирует зарубежный опыт в систему президентских образовательных учреждений
Узбекистан: Развитие культуры – основной инструмент сохранения национальной индивидуальности
В Узбекистане разрабатывается программа «От бедности – к процветанию»
Как Новый Узбекистан снижает государственное участия в экономике
В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику
Многогранность внешней политики Нового Узбекистана
Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной антикоррупционной политики Нового Узбекистана
Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана
В Узбекистане укрепление межэтнической и межконфессиональной солидарности всегда находится в приоритете государственной политики
В Узбекистане 95,8 % шестилетних детей занимаются в подготовительных группах к школе
Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы
Узбекистан: устойчивая экономика в неустойчивом мире
В Узбекистане защита прав и свобод человека стала основным критерием обеспечения верховенства закона
Цифровизация сельского хозяйства Узбекистана повышает конкурентоспособность отрасли
Узбекистан делится опытом махалли как уникальной модели самоуправления и социального развития