Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы

Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы

Правительственные инициативы и политика
в области зелёной экономики
В Узбекистане «зеленая» экономика заняла центральное место в национальной повестке дня. Президентом Ш. Мирзиёевым издан ряд директив и инициатив, которые представляют собой четкую «дорожную карту» для перехода к «зеленой» экономике. Эти директивы охватывают широкий спектр мер, в том числе:
- продвижение возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, для снижения нашей зависимости от ископаемого топлива;
- внедрение методов энергоэффективности во всех секторах экономики;
- создание национальной системы управления отходами с упором на переработку и сокращение отходов;
- сохранение и восстановление природных экосистем, включая леса, водно-болотные угодья и водные ресурсы;
- инвестирование в зеленые технологии и инфраструктуру для поддержки устойчивого экономического развития.
Ключевые стратегии и программы
для стимулирования «зелёного» развития
Правительство Узбекистана активно работает над созданием правовой
и институциональной базы для перехода к зелёной экономике. В 2019 году постановлением Президента была принята «Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов», которая является основным документом, направленный на интегрирование вопросов изменения климата в устойчивое развитие национальной экономики.
Главной целью Стратегии является достижение устойчивого экономического прогресса, способствующего социальному развитию и снижению уровня выбросов парниковых газов, а также улучшению климатической и экологической устойчивости через интеграцию принципов «зеленой» экономики в структурные реформы.
Для достижения этих целей предусмотрены следующие задачи:
  1. Повышение энергоэффективности и рациональное использование природных ресурсов через технологическую модернизацию и развитие финансовых механизмов.
  2. Интеграция «зеленых» критериев в государственные инвестиции и расходы на основе международных стандартов.
  3. Поддержка пилотных проектов по переходу к «зеленой» экономике через государственное стимулирование, государственно-частное партнерство и сотрудничество с международными финансовыми институтами.
  4. Развитие системы подготовки кадров для «зеленой» экономики через инвестиции в образование и сотрудничество с международными образовательными и научными учреждениями.
  5. Меры по смягчению экологического кризиса в Приаралье.
  6. Укрепление международного сотрудничества в области «зеленой» экономики, включая заключение двусторонних и многосторонних договоров.
Принято постановление Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2022 года «О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года», в рамках которого утверждены следующие стратегические документы и системы:
- программа перехода к «зеленой» экономике и обеспечения «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года, направленная на достижение стратегических целей;
- концепция перехода к «зеленой» экономике и энергосбережения в отраслях;
- План действий по переходу к «зеленой» экономике и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года;
- Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики на 2022-2026 годы, направленные на снижение показателя энергоемкости выпускаемой продукции к 2026 году на 20% по сравнению с 2022 годом и т.д.
Международное сотрудничество и инвестиции в «зелёную» экономику
За последние несколько лет растущее во многих странах широкое общественное понимание экологических проблем, необходимости скорейшего перехода к новому типу «зеленого» низкоуглеродного развития привело к росту числа различных международных и региональных организаций, форумов, партнерств с широким кругом участников, способствующих осуществлению национальных программ и политики в сфере «зеленой экономики».
Узбекистан, как страна с быстро растущей экономикой и значительными экологическими вызовами, понимает важность интеграции зеленых практик в свою экономику. Так, сотрудничество с международными организациями, такими как Всемирный банк, Европейского банка реконструкции и развития, Европейский Союз, Французское агентство развития, Азиатский банк развития, Германское общество по международному сотрудничеству играет важную роль в поддержке зелёной экономики страны, способствуя модернизации инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и развитию местных компаний.
Стоит отметить, что в мае 2022 года Узбекистан стал частью инициативы «Глобальное обещание по метану». Инициатива подразумевает, что ее участники обязуются добровольно предпринимать меры для снижения глобальных выбросов метана как минимум на 30% по сравнению с уровнем 2020 года к 2030 году.
Вместе с тем, в мае 2023 года Министерство экономики и финансов стало членом Коалиции министров финансов по борьбе с изменением климата. Эти принципы включают адаптацию политики к обязательствам Парижского соглашения, обмен опытом в области изменения климата и мобилизацию частных инвестиций для решения климатических проблем.
Международное сотрудничество и инвестиции в «зеленую» экономику становятся ключевыми факторами для стран, стремящихся к устойчивому развитию. Узбекистан, осознавая свои экологические вызовы и потенциал, активно интегрирует зеленые практики в свою экономику через партнерство с международными организациями, создавая возможности для экономического роста, модернизации инфраструктуры и улучшения качества жизни своих граждан.
Анализ роли международных партнёрств и инвестиций в развитие устойчивых технологий и практик
В рамках проекта «Инновационное применение углеродных ресурсов для энергетического перехода – iCRAFT» со стороны Всемирного банка предусмотрено выделение 46,2 млн долларов Узбекистану в 2024 году. Данным проектом предусмотрено сокращение выбросов парниковых газов за счет тарифных реформ в энергетическом секторе и налаживание торговли сокращенными выбросами парниковых газов.
Кроме того, в рамках проекта «Помощь и политические консультации частному сектору в Узбекистане», который реализуется совместно с Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) предусмотрено выделение 12,0 млн евро правительству Узбекистана для реализации проектов зелёной индустриализации.
Таким образом, международные партнёрства и инвестиции играют решающую роль в переходе Узбекистана к «зеленой» экономике. Суммарный приток инвестиций и финансирования от международных организаций позволяет стране не только адаптироваться к вызовам изменения климата, но и создавать устойчивую экономику, способную поддерживать социальное развитие и улучшать качество жизни граждан.
Результаты на сегодняшний день, планы и перспективы
На сегодняшний день Узбекистан достиг определённых успехов в переходе к зелёной экономике.
В частности, в целях развития и стимулирования использования возобновляемых источников энергии в энергосистеме Узбекистана внедрена система «зеленых энергетических сертификатов». Эта система позволяет производителям возобновляемой энергии продавать «зеленый сертификат» конечным потребителям, что подтверждает «чистоту» энергии и способствует увеличению продаж и экспорта, а также привлечению «зеленых» инвестиций и кредитов от международных финансовых организаций.
Кроме того, утверждено временное положение о порядке реализации проектов по организации международной торговли парниковыми газами, что позволит Узбекистану более активно участвовать в глобальных инициативах по снижению углеродных выбросов. Это положение создает правовую основу для торговли сокращенными выбросами парниковых газов, способствуя привлечению инвестиций в «зелёные» проекты и улучшению экологической ситуации в стране. Также оно направлено на повышение прозрачности и эффективности в управлении торговлей парниковыми газами, что позволит Узбекистану выполнять международные обязательства в области климатической политики.
Вместе с тем в нашей стране уделяется особое внимание увеличению источников возобновляемой энергии: за последние годы в Бухаре, Джизаке, Кашкадарье, Навои, Самарканде и Сурхандарье были подключены к сети 9 солнечных и ветровых электростанций общей мощностью 1,6 гигаватт. В Андижане, Самарканде, Сурхандарье и Ташкентской области было запущено 6 гидроэлектростанций общей мощностью 183 мегаватт.
В дополнение к этому, на основе определенных на национальном уровне вкладов (ОНУВ), представленных в Конвенцию ООН об изменении климата в соответствии с обязательствами, принятыми Узбекистаном в рамках Парижского соглашения, в 2025 году запланирована разработка и представление новой версии ОНУВ Узбекистана в Конвенцию ООН об изменении климата. Все участники Парижского соглашения обязаны составлять этот документ и обновлять его каждые пять лет.
Также планируется запустить онлайн-платформу национальной системы прозрачности (RISQ) в сотрудничестве с Французским агентством развития и французской организацией «CITEPA» и интегрировать ее в онлайн-платформу «зеленой» экономики.
Тем не менее, Узбекистан сталкивается с серьёзными вызовами. Необходима дальнейшая модернизация энергетической инфраструктуры, развитие «зелёных» технологий и трансформация законодательных инициатив с целью повышения их эффективности. Важно также углубить внедрение экологических стандартов и обеспечить контроль за соблюдением норм.
В ближайшие годы планируется продолжение развития «зелёной» экономики через реализацию новых проектов и программ. Одной из ключевых задач станет укрепление сотрудничества с международными партнёрами и привлечение дополнительных инвестиций, а также улучшение экологической инфраструктуры и внедрение современных технологий.
Переход к зелёной экономике в Узбекистане представляет собой сложный, но крайне важный процесс для обеспечения устойчивого развития страны. Правительственные инициативы, ключевые стратегии, международное сотрудничество и инвестиции играют ключевую роль в реализации этой задачи. Несмотря на достигнутые успехи, перед Узбекистаном ещё стоят многочисленные вызовы, требующие активного поиска решений и постоянного совершенствования. Успех в этом направлении будет способствовать не только улучшению экологической ситуации, но и созданию новых экономических возможностей для страны.
 
 
Жавлон Хакимов,
Рахат Нуржанов,
департамент развития «зеленой» экономики Минэкономфин

📅 06.12.2024

Новости Узбекистана


Президент Республики Узбекистан совершит государственный визит во Францию
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения
Движущая сила великих перемен
Великий поэт, ставший синонимом Родины
Внешняя трудовая миграция –один из ключевых источников экономического развития Узбекистана
Президент Республики Узбекистан принял делегацию Российской Федерации
ОБЪЯВЛЕНИЕ
За 2017-2023 годы внешняя торговля Узбекистана выросла в 2,4 раза
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ  
Поддержка странами - членами ООН инициатив Узбекистана является результатом системных реформ в стране
Самаркандская инициатива - платформа для продвижения целей Саммита будущего ООН
Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего
Как СМИ Нового Узбекистана продвигают национальный контент
Новый Узбекистан даже в условиях сложного исторического наследия стремится к более справедливому и прозрачному устройству
Узбекский народ никогда не был равнодушен к событиям в Афганистане
Реформирование судебной системы Нового Узбекистана: от кого зависят судьи
К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии
Как Узбекистан имплементирует зарубежный опыт в систему президентских образовательных учреждений
Узбекистан: Развитие культуры – основной инструмент сохранения национальной индивидуальности
В Узбекистане разрабатывается программа «От бедности – к процветанию»
Как Новый Узбекистан снижает государственное участия в экономике
В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику
Многогранность внешней политики Нового Узбекистана
Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной антикоррупционной политики Нового Узбекистана
Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана
В Узбекистане укрепление межэтнической и межконфессиональной солидарности всегда находится в приоритете государственной политики
В Узбекистане 95,8 % шестилетних детей занимаются в подготовительных группах к школе
Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы
Узбекистан: устойчивая экономика в неустойчивом мире
В Узбекистане защита прав и свобод человека стала основным критерием обеспечения верховенства закона