Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


Новые реформы в судебно-правовой системе Узбекистана нацелены на практические результаты

Новые реформы в судебно-правовой системе Узбекистана нацелены на практические результаты

Главная цель в Узбекистане государственной политики в уголовно-исполнительной сфере направлена на либерализацию наказания и системы его исполнения. Исходя из этого, определен ряд стратегических задач. В частности:

во-первых,в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы,совершенствование и либерализация уголовного, уголовно-процессуального законодательства, декриминализация отдельных преступных деяний, гуманизация уголовных наказаний и порядка их исполнения определены одним из приоритетных направлений обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы;

во-вторых, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 мая 2018 года была принята «Концепция совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства», направленная на совершенствование системы уголовной ответственности и наказания, в частности, ликвидацию форм и видов наказаний, не отвечающих современным требованиям, а также определена задача введения видов наказания и других правовых мер, направленных на предупреждение преступлений, смягчения наказания или расширения норм, регулирующих условия уголовной ответственности или освобождения лица от наказания;

в-третьих, в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства», в соответствии с общепризнанными международными стандартами, были определены такие приоритетные задачи, как дальнейшее расширение объема прав осужденных, реализованы качественно новые механизмы обеспечения безусловного соблюдения прав заключенных, уважения их чести и достоинства;

в-четвертых, в Стратегии развития Нового Узбекистана на             2022-2026 годы предусмотрено внедрение эффективных механизмов обеспечения трудовых, социальных и других международно признанных правосужденных и отбывших наказание, внедрение эффективных механизмов содействия их социальной адаптации и реинтеграции в общество, широкое внедрение принципа гуманизма в уголовно-исполнительную систему как самого основного и необходимого условия для реализации принципов справедливости и верховенства закона;

в–пятых, задача сокращения практики назначения тюремного заключения с 30 до 20 процентов, приведеннаяв Стратегии "Узбекистан-2030", определена в качестве основного критерия судебно-правовых реформ;

в-шестых, принятая на референдуме 30 апреля 2023 года Конституция Республики Узбекистан в новой редакции, на основе общепринятых норм международного права установила гарантии прав и свобод человека, а также запрет на смертную казнь.

При этом, для реализации этих стратегических целей были приняты 3 закона, направленные на дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительной системы, 2 указа и 7 постановлений Президента Республики Узбекистан, более 20 постановлений и распоряжений правительства, а также 15 ведомственных и межведомственных нормативно-правовых актов.

В результате этого, был расширен объем прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание, с приведением в соответствие с международными стандартами.

Стоит отметить, что по инициативе Президента Шавката Мирзиёева работа по обеспечению прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в учреждениях исполнения наказаний, вышла на совершенно новый уровень.

В частности, на основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2021 года "О дополнительных организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел в области обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью" установлено следующее:

совершенствование уголовно-исполнительной системы, обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, повышение эффективности воспитательной работы по их нравственному исправлению с целью предупреждения возникновения рецидивной преступности;

обеспечение уважения чести и достоинства осужденных, внедрение прозрачных и более эффективных правовых механизмов нравственного воспитания и обучения их труду для социальной адаптации в обществе;

коренное совершенствование уголовно-исполнительного законодательства с учетом современных международных стандартов и передового зарубежного опыта;

полная автоматизация процессов обеспечения строгой дисциплины и законности в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, предотвращение случаев коррупции, а также контроля за состоянием содержания осужденных;

обеспечение возможностив учреждениях по исполнению наказания приобретения осужденными и их родственниками товаров, не запрещенных законодательством, через электронные магазины;

ведение электронной базы данных о поведении и личности каждого осужденного и полной цифровизации на ее основе процесса распределения осужденных в целях правильного определения тактики перевоспитания и раннего предупреждения совершения осужденными правонарушений.

Стоит отметить, что всеобъемлющие реформы, проводимые в сфере наказания, в конечном итоге дают ряд практических результатов, в частности:

во-первых, были сняты ограничения на свидания несовершеннолетних заключенных с родителями, а женщинам-заключенным было предоставлено право бессрочно посещать своих детей в детских домах;

во-вторых, особое внимание уделяется образованию и профессиональной подготовке заключенных, а в исправительных учреждениях, развернута деятельность школ Уста-шогирд”.

Кроме того, в настоящее время в колониях действуют 6 общеобразовательных школ и 4 профессионально-технических центра. Более 2000 осужденных прошли обучение в школах при колониях и более 5000 – в профессиональных центрах по рукоделию, столярному делу, изготовлению мебели, автоэлектричеству, электромонтажу, слесарному делу и другим профессиям, были вручены сертификаты по                                 16 специальностям;

в-третьих, в соответствии с законом "Об образовании" осужденным, содержащимся в учреждениях исполнения наказаний, предоставлено право на дистанционное образование.

На этой основе осуществилась мечта осужденных, желающих получить высшее образование, и за период 2021-2023 года,                              25 осужденных были приняты в престижные национальные высшие учебные заведения, а также в филиалы международных высших учебных заведений, расположенных в нашей стране;

в-четвертых, особое внимание уделяется гарантиям социального обеспечения осужденных, в частности права на пенсию (по состоянию на 1 января 2024 года пенсии были назначены 676 осужденным) с решением не выделять социальное страхование из их заработной платы. Количество телефонных разговоров, посещений и встреч осужденных увеличилось почти вдвое;

в-пятых, в направлении расширения политических прав осужденных в национальное законодательство были внедрены требования Международного пакта о гражданских и политических правах, а также положительный опыт Франции, Германии, Нидерландов, Великобритании, Турции относительно предоставления избирательного права осужденным, отбывающим наказание за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также за менее тяжкие преступления.

Исходя из этого, 3619 заключенных на Парламентских выборах 2019 года, 8203 – на Президентских выборах 2021 года и 9738 – на референдуме 2023 года воспользовались своим политическим правом голосования;

в-шестых, установлен порядок организации визитав пенитенциарные учреждения представителя Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана), представителей дипломатического корпуса, международных, республиканских и местных некоммерческих организаций, иностранных и местных средств массовой информации;

в-седьмых, УказомПрезидента Республики Узбекистан
"О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы” была введена система предоставления "предварительного пакета социально-материальной помощи", призванная оказать практическое содействие в обретении гражданами, отбывшими наказание, достойного места в обществе и в начале их предпринимательской деятельности;

в-восьмых, последовательное внедрениеглавой нашего государства механизма "помилования" с целью поддержки осужденных, осознавших ошибочность своих действий, искренне раскаявшихся и твёрдо решивших встать на путь исправления, является наглядным примером толерантности, гуманизма, прощения и благородства нашего народа.

В частности, в 2017-2024 годах соответствующими указами Президента Республики Узбекистан помилованы 7128 осужденных, из них 219 иностранных граждан и 377 женщин;

в-девятых, не подлежащая разглашению информация в местах лишения свободы до этого времени, соответствующим решением правительства, стала  открытой.  Это информация о:

количестве лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах;

количестве исправительных учреждений и следственных изоляторов и их местонахождение;

производственной деятельности пенитенциарных учреждений, товаров, производимых ими по номенклатуре, выраженные в деньгах;

количестве смертей среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах;

количестве заключенных, содержащихся в исправительных учреждениях и подвергнутых принудительным медицинским мерам.

Необходимо отметить, что в совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства и механизмов его практической реализации, а также в расширении основных прав и свобод заключенных, помимо норм международного права, учтён положительный опыт США, стран Евросоюза, Российской Федерации, Молдовы, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и ряда других стран.

Кроме того, положения, закрепленные в нормах международного права, касающихся пенитенциарной системы, были также внедрены в уголовно-исполнительное законодательство. В частности, в нашенациональное законодательство имплементированы “Минимальные стандартные правила обращения с осужденными” (Правила Нельсона Манделы), принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 17 декабря 2015 года.

Благодаря этому, было гарантировано уважение чести и достоинства осужденных, усовершенствованы механизмы, направленные на предотвращение применения к ним пыток и других видов, унижающих достоинство обращений. Вместе с тем:

было обеспечено право осужденных на получение психологической помощи;

было разрешено размещать в территориальных учреждениях Министерства здравоохранения осужденных, нуждающихся в медицинской помощи;

были предоставлены дополнительные телефонные разговоры, а также возможность встречаться с близкими родственниками тяжелобольным осужденным на основании разрешения врача.

В то же время было полностью отменено применение дисциплинарного взыскания осужденному засовершение правонарушения в состоянии психического расстройства.

Исходя из вышеизложенного, а также из норм международного права и положительного опыта зарубежных стран, в целях совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Республики Узбекистан, целесообразно внедрить в правоприменительную практику следующие предложения и рекомендации:

дальнейшее расширение сферы основных прав осужденных, в частности введение упрощенного порядка пользования в отдельно оборудованных помещениях, компьютерным оборудованием (учебными, художественными, электронными книгами, публикациями, учебно-методическими материалами, графическими изображениями), подключенным к всемирной информационной сети Интернет, использование электронных общественных услуг, в том числе нотариальных;

широкое вовлечение осужденных в образование, овладение профессиями;

систематическое определение мер, направленных на повышение правового сознания и культуры, идеологических взглядов осужденных, формирование у них иммунитета к нетерпимости к правонарушениям;

законодательное определение оптимальных направлений освобождения от наказания и его исполнения;

внедрение в практику современных форм социальной адаптации и ресоциализации осужденных на основе анализа норм международного права и передового опыта зарубежных стран.

В то же время мы не должны забывать, что дальнейшая либерализация уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также расширение правил назначения наказаний, не связанных с лишением свободы для несовершеннолетних, женщин, пожилых людей и осужденных с ограниченными возможностями, является оптимальным направлением совершенствования национальной системы борьбы с преступностью.

В заключение стоит отметить, что совершенствование правоприменительной практики и уголовно-исполнительного законодательства, последовательное продолжение осуществляемых реформ служит становлению демократического правового государства и справедливого гражданского общества, дальнейшему укреплению гарантий защиты прав человека, полному воплощению благородной идеи "Во имя чести и достоинства человека", направленной на обеспечение верховенства закона.

Хатамов Рустам,

начальник Академии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, доктор философии по юридическим наукам (PhD),

доцент, полковник

📅 01.07.2024

Новости Узбекистана


Движущая сила великих перемен
Великий поэт, ставший синонимом Родины
Внешняя трудовая миграция –один из ключевых источников экономического развития Узбекистана
Президент Республики Узбекистан принял делегацию Российской Федерации
ОБЪЯВЛЕНИЕ
За 2017-2023 годы внешняя торговля Узбекистана выросла в 2,4 раза
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ  
Поддержка странами - членами ООН инициатив Узбекистана является результатом системных реформ в стране
Самаркандская инициатива - платформа для продвижения целей Саммита будущего ООН
Узбекистан: путь в группу стран с доходом выше среднего
Как СМИ Нового Узбекистана продвигают национальный контент
Новый Узбекистан даже в условиях сложного исторического наследия стремится к более справедливому и прозрачному устройству
Узбекский народ никогда не был равнодушен к событиям в Афганистане
Реформирование судебной системы Нового Узбекистана: от кого зависят судьи
К 2030 году Узбекистан планирует экспортировать в Европу 10-15 млрд кВт-час электроэнергии
Как Узбекистан имплементирует зарубежный опыт в систему президентских образовательных учреждений
Узбекистан: Развитие культуры – основной инструмент сохранения национальной индивидуальности
В Узбекистане разрабатывается программа «От бедности – к процветанию»
Как Новый Узбекистан снижает государственное участия в экономике
В Узбекистане законотворчество опирается на международный опыт и национальную практику
Многогранность внешней политики Нового Узбекистана
Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной антикоррупционной политики Нового Узбекистана
Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма –приоритетная задача развития Нового Узбекистана
В Узбекистане укрепление межэтнической и межконфессиональной солидарности всегда находится в приоритете государственной политики
В Узбекистане 95,8 % шестилетних детей занимаются в подготовительных группах к школе
Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы
Узбекистан: устойчивая экономика в неустойчивом мире
В Узбекистане защита прав и свобод человека стала основным критерием обеспечения верховенства закона
Цифровизация сельского хозяйства Узбекистана повышает конкурентоспособность отрасли
Узбекистан делится опытом махалли как уникальной модели самоуправления и социального развития