Обратитесь в консульство
телефон


Новости Генерального консульства


Акмал Саидов: Обучение правам человека способствует получению навыков и способностей бороться и защищать свои права

Акмал Саидов: Обучение правам человека способствует получению навыков и способностей бороться и защищать свои права

В Самарканде завершил свою работу Глобальный форум «Образование в области прав человека»

Самарканд, расположенный на перекрестке Великого шелкового пути, вновь стал местом, где реализуются глобальные инициативы. Так, в этом древнем городе прошел Глобальный форум «Образование в области прав человека». Инициатива проведения этой престижной международной конференции была выдвинута Президентом Республики Узбекистан на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 46-й сессии Совета ООН по правам человека.

Всего в Глобальном форуме приняли участие свыше 120 международных экспертов, в числе которых высокопоставленные должностные лица, специалисты по образованию в области прав человека более чем из 30 стран мира, представители государственных органов, около 15 международных и региональных организаций, специализированных учебных заведений, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

Глобальный форум под эгидой ООН прошел в гибридном формате, что позволило специалистам в этой области со всего мира участвовать виртуально в дискуссионных сессиях.

О целях и задачах этого престижного международного мероприятия рассказал директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмал САИДОВ.

- Что предусматривает образование в области прав человека?

- Глава государства не раз подчеркивал, что мы должны продолжить тесное сотрудничество с членами Совета ООН по правам человека и всеми нашими партнерами в целях продвижения инициативы Организации Объединенных Наций «Призыв к действию во имя прав человека».

За последние годы реализованы многие инициативы, выдвинутые Президентом Шавкатом Мирзиёевым, по обеспечению прав и свобод человека. К примеру, в ходе 48-й сессии Совета ООН по правам человека принята Резолюция о последствиях пандемии COVID-19 для прав молодежи.

Кроме того, сегодня в нашей стране последовательно реализуется Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека. Ведь обеспечение прав и свобод граждан, имплементация международных стандартов в области прав человека в нацио­нальное законодательство и правоприменительную практику стали главными критериями демократических реформ, направленных на создание благоприятных и достойных условий жизни людей.

Возвращаясь к вопросу. Образование в сфере прав человека имеет фундаментальное значение для поощрения всеобщего уважения и повсеместного соблюдения прав человека.

Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека определено: каждый человек имеет право на образование, которое должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и увеличение уважения к правам человека и основным свободам.

Цель образования в области прав человека состоит в том, чтобы создать мир, в котором уважают права каждого человека, понимают права и обязанности, распознают их нарушения и принимают действия по их защите.

Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, а также деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Еще в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека в Вене было заявлено, что образование в области прав человека существенно для развития и достижения устойчивых и гармоничных отношений между странами и для содействия взаи­мопониманию, терпимости и мира. А в 1994-м Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 1995-го по 2004 год Десятилетием образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и призвала все государства содействовать обучению, распространению и информированию с целью создания всеобщей культуры.

В 2011 году ООН приняла Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, в которой указывается на то, что каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека.

В Декларации также отмечено, что образование и подготовка по правам человека имеют существенное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека.

Положения, касающиеся образования в области прав человека, также включены во многие международные документы, в том числе Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, конвенции о правах ребенка и о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Образование в области прав человека включает в себя три аспекта:

во-первых, получение знаний о правах человека: что они собой представляют, как гарантируются или защищаются;

во-вторых, обучение и воспитание через права человека, признающие, что контекст и способ образования в области прав человека должны быть организованы и приведены в соответствие с ценностями прав человека (например, участие, свобода мысли и выражения мнения и так далее), и что в образовании в области прав человека процесс обучения так же важен, как и его содержание;

в-третьих, обучение и воспитание путем развития у людей навыков и отношений, которые бы позволяли им применять ценности прав человека в своей жизни и - самостоятельно или совместно с другими людьми - меры для продвижения и защиты прав человека.

Как отметил Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк, права человека - это общий язык человечества. Нам нужна такая система прав человека, которая была бы созвучна голосу каждого. Во всем, что касается прав человека, мы должны выступать единым фронтом.

- Глобальный форум посвящен десятилетию Декларации ООН об образовании и подготовке кадров в области прав человека. Что подразумевает реализация данного документа?

- Декларация возлагает на государства - члены ООН ответственность за обеспечение образования и обучения правам человека. Так, согласно Декларации:

во-первых, каждый человек и член общества должен способствовать уважению прав человека и основных свобод посредством образования и обучения;

во-вторых, каждый имеет право на образование, которое должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности, чувства собственного достоинства, а также на то, чтобы все люди могли стать полезными участниками свободного общества, на развитие взаимопонимания, толерантности и дружбы между всеми национальностями, расовыми, этническими или религиозными группами;

в-третьих, образование в области прав человека служит повышению культуры прав человека, что предполагает осознание прав и свобод и их активное использование, соблюдение обязательств в целях построения демократического общества;

в-четвертых, образование в области прав человека имеет основополагающее значение для поощрения уважения прав человека всеми и обеспечения их полного соблюдения;

в-пятых, образование в области прав человека играет важную роль в обеспечении всестороннего участия людей во всех процессах принятия решений, влияющих на их жизнь в личном, политическом, экономическом, социальном, культурном и экологическом аспектах, а также в предотвращении нарушений и конфликтов.

Проще говоря, образование в области прав человека является жизненно важным процессом, который охватывает всех людей, особенно молодежь. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека направлена на реализацию этих благородных целей в глобальном масштабе.

- На Глобальном форуме обсуждались предложения по пятому этапу Всемирной программы образования в области прав человека. Расскажите об этом подробнее.

- Всемирная программа образования в области прав человека - это непрерывная инициатива. Чтобы помочь данному процессу охватить все сферы жизни, крайне важно, чтобы страны внедряли образование в области прав человека в начальных и средних школах, высших учебных заведениях, среди учителей и активистов, на государственной службе, в правоохранительных органах и армии, а также средствах массовой информации.

Всемирная программа является полезным инструментом, помогающим усилить реализацию Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека на нацио­нальном уровне.

Всемирная программа образования в области прав человека разработана в 2004 году. На первом этапе (2005-2009) главный упор сделан на образовании в области прав человека в учреждениях начального и среднего образования; на втором (2010-2014) основное внимание уделено системе высшего образования и проведению учебных программ по правам человека среди преподавателей и воспитателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих всех уровней; на третьем (2015-2019) - представителям средств массовой информации.

С 2020 по 2024 год реализуется четвертый этап, в котором основное внимание уделяется молодежи. Так, предусмотрены следующие задачи:

  • обучение и воспитание молодежи в духе равенства, уважения прав человека и недискриминации, что позволяет создать инклюзивное и мирное общество;
  • уделение особого внимания женщинам и детям в соответствии с принципом «Никого не оставлять позади» Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, организация образования в области прав человека для преподавателей, работающих с педагогическими кадрами;
  • проведение соответствующих исследований, оценка и обмен передовым опытом в сфере образования в области прав человека.

В резолюции Совета ООН по правам человека от 6 октября 2022 года отмечены позитивные инициативы разных сторон в ходе четвертого этапа, даны рекомендации активизировать реализацию этапов Всемирной программы образования по всем направлениям.

В данной резолюции поставлен вопрос о формировании предложений по пятому этапу Всемирной программы образования в области прав человека. Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека рекомендовано запросить мнения всех структур ООН, государств, институтов гражданского общества и заинтересованных сторон по этой теме.

Такая задача была поставлена в качестве одной из основных и перед участниками Глобального форума «Образование в области прав человека» в Узбекистане. Это отражает актуальность мероприятия, где рассматривались вопросы мировой значимости, важные для всего человечества, дальнейшего общемирового развития образования в области прав человека.

- Как Узбекистан участвует в реализации международных документов, касающихся образования в области прав человека?

- Стоит отметить, что в Новом Узбекистане проделана большая работа в сфере прав человека, в том числе и по совершенствованию образования в этом направлении.

Образование в сфере прав человека является одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане по формированию культуры прав человека.

Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым выдвинуты инициативы, направленные на всестороннее обес­печение прав, свобод и законных интересов человека. На их основе уже приняты пять резолюций Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Впервые в истории национальной государственности Республика Узбекистан избрана в Совет ООН по правам человека, что означает выражение высокого признания мирового сообщества и поддержку реализации новой внешней политики нашей страны, в том числе в сфере дальнейшего всестороннего развития сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами.

Глава нашего государства подчеркивал: «Все мы глубоко осознаем, что обеспечение прав человека является непрерывным процессом. Об этом свидетельствуют мировая история и опыт демократических государств».

В соответствии с распоряжением Президента от 7 июня 2021 года в Республике Узбекистан создана Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан, которая состоит из представителей Сената Олий Мажлиса, министерств иностранных дел, юстиции, высшего и среднего специального образования, народного образования, Агентства по делам молодежи, Омбудсмана, Совета федерации профсоюзов, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации, а также руководителей регионов. Цель - повысить информированность о нормах и принципах всеобщей защиты прав человека, международных гарантиях защиты прав человека и основных свобод, а также эффективность работы в этом направлении.

В то же время с участием членов Нацио­нальной комиссии был разработан проект Национальной программы образования в области прав человека. При его подготовке мы опирались на нормы и стандарты международных соглашений, рекомендации органов ООН, отвечающих за права человека, а также на исторические, национальные и культурные ценности нашего общества.

Провозгласив в Конституции принцип примата международного права, Узбекистан присоединился ко многим международным конвенциям, направленным на закрепление и защиту прав и свобод человека (в том числе разных категорий граждан - женщин, детей, лиц с инвалидностью), и принял обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека на своей территории.

Новый Узбекистан осуществляет свою политику в сфере прав человека, основываясь на следующих принципах:

  • приверженность общепризнанным идеям и ценностям прав человека, а также своим международным обязательствам;
  • политика государства в сфере прав человека вытекает из приоритетных национальных интересов, которые основываются на формировании правовой государственности и сильного гражданского общества;
  • принцип баланса интересов личности, общества и государства, зафиксированный в Конституции Республики Узбекистан;
  • эволюционный характер осуществляемых политических и социально-экономических реформ;
  • открытость и транспарентность, поскольку Узбекистан готов обсуждать и решать проблемы в этой сфере в диалоге со всеми структурами гражданского общества и с международными партнерами.

В рамках Национальной стратегии Респуб­лики Узбекистан по правам человека определена задача по внедрению учебных курсов по правам человека для высших учебных заведений. Работа в этом направлении последовательно продолжается.

Узбекистан активно участвует в кампании по Всемирной программе образования в области прав человека, реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. В тесном сотрудничестве с международными партнерами переведены на государственный язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека.

Вопросы соблюдения и защиты гражданских и политических прав, международных документов и национального законодательства включены в учебные программы образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, системы повышения квалификации педагогических, медицинских и социальных работников, журналистов, судей, работников правоохранительной системы и адвокатов.

Знаковым событием стало и создание консорциума юридических школ страны с целью открытия магистерской программы по правам человека. В его состав вошли Академия Генеральной прокуратуры Респуб­лики Узбекистан, Национальный центр по правам человека, Ташкентский государственный юридический университет, Университет мировой экономики и дипломатии.

Для поощрения активных представителей институтов гражданского общества, государственных органов и организаций постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан учрежден нагрудный знак «Инсон ҳукуклари ҳимояси учун» («За защиту прав человека»), который вручается ежегодно 10 декабря - в Международный день прав человека - за заслуги в сфере защиты прав человека.

- Каковы основные цели и актуальные задачи проведения Глобального форума?

- Основная цель Самаркандского Глобального форума - подведение промежуточных итогов реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы ООН в области образования по правам человека, а также организация презентации передового опыта, лучших практик и инновационных подходов в данной сфере, обмен мнениями и выработка рекомендаций по совершенствованию системы образования и подготовки в области прав человека на международном, региональном и национальном уровнях.

Перед экспертами был поставлен ряд задач, в том числе:

  • обсудить международный, региональный и национальный опыт и подходы в системе образования в области прав человека, связанные с выполнением положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека;
  • изучить вклад образования в области прав человека в решение актуальных проблем, в частности, в предотвращение дискриминации, насилия и экстремизма;
  • проанализировать данные о реализации образования и воспитания в области прав человека на национальном уровне за последние годы, подготовить по ним предложения;
  • обеспечить обмен информацией (путем выявления, сбора и распространения) о передовом международном, региональном и нацио­нальном опыте, а также о существующих материалах, учреждениях и программах;
  • исходя из требований Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Целей в области устойчивого развития до 2030 года, планируется достичь образцовых результатов по дальнейшему поощрению внед­рения образования в области прав человека на национальном уровне в ближайшие годы.

- Расскажите об итогах Глобального форума «Образование в области прав человека».

- Главным национальным организатором форума является Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. Самаркандская конференция организована в сотрудничестве с нашими международными и зарубежными партнерами, такими как Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Региональное отделение Верховного комиссара по правам человека для Центральной Азии, команда ООН в нашей стране, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, офис Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане и Фонд Фридриха Эберта.

По завершении Глобального форума:

  • подведены итоги реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы образования в области прав человека;
  • проанализированы сферы применения существующих международных и региональных документов и подходов в области образования;
  • определены основные задачи по реализации Всемирной программы образования в области прав человека;
  • выработаны конкретные предложения для пятого этапа Всемирной программы образования в области прав человека;
  • пересмотрены образовательные программы и рекомендации с учетом постпандемических тенденций.

В заключительный день форума на основе предложений участников принят Самаркандский План действий на 2023-2025 годы по развитию образования в области прав человека.

В рамках Глобального форума также проведены мастер-классы по образованию в области прав человека, которые прошли в офлайн- и онлайн-форматах на основе передового зарубежного опыта. Интересные лекции и дебаты с именитыми профессорами, приглашенными из разных университетов мира, в свою очередь создали комфортное пространство для живого диалога и практических сессий вопросов и ответов.

В мастер-классах приняли участие свыше 6500 профессоров и преподавателей более чем из 20 высших учебных заведений и научно-­исследовательских учреждений, работающих во всех регионах страны, студенты и аспиранты, молодые ученые, занимающиеся научной деятельностью. Также активное участие в учебно-правовом мероприятии приняли студенты 14 юридических колледжей Министерства юстиции Республики Узбекистан.

Кроме того, в рамках Глобального форума состоялось награждение нагрудными знаками «Инсон ҳукуклари ҳимояси учун» шести соотечественников, двух иностранных граждан и двух ННО.

В целом результаты реализации образования в области прав человека будут служить повышению осведомленности граждан в этой сфере. Люди должны знать и отстаивать свои права и быть уверенными в том, что они будут защищены, уметь выявлять конкретные нарушения прав человека.

Обучение правам человека способствует получению навыков и способностей бороться и защищать свои права, а также осознанию того, что права и свободы - высшая ценность человечества.

Газета «Правда Востока»,

 

📅 21.12.2022

Новости Генерального консульства


584-летие Алишера Навои широко отметили в Свердловской области
Дипломаты помогли вернуться в Узбекистан оказавшейся в сложной ситуации в Свердловской области
Дипломаты Узбекистана посетили Курганскую область
Ўзбекистон ҳудудлари ва Россиянинг Челябинск вилояти ўртасида миграция йўналишидаги ҳамкорлик жадаллашмоқда
Россиянинг етакчи қурилиш компаниялари Ўзбекистондан саккиз юздан ортиқ ишчиларни жалб қилишга қизиқиш билдирди
Дипломаты Узбекистана посетили Центр временного содержания иностранных граждан в городе Екатеринбурге
Крупнейший работодатель Свердловской области России сообщил об имеющихся вакантных рабочих местах
Дипломаты Генерального консульства Узбекистана обсудили перспективы законной трудовой миграции с представителями компании в Свердловской области
Сотрудники Генерального консульства Узбекистана в городе Екатеринбурге провели переговоры с крупными работодателями России
В Екатеринбурге прошёл праздничный вечер в честь 32-летия Конституции и Государственного гимна Узбекистана
Представители Генерального консульства Узбекистана встретились в Екатеринбурге со студентами-соотечественниками
Обсуждены перспективы налаживания сотрудничества с российским производителем
Первое областное информационное агентство Челябинской области транслировало репортаж о парламентских выборах в Узбекистане
Дипломаты Узбекистана посетили Тюменскую область и провели двусторонние переговоры
В Екатеринбурге отметили 630-летие Мирзо Улугбека
Екатеринбурда ўтказилган давра суҳбати Ўзбекистонда бўлажак парламент сайловига бағишлан
В Екатеринбурге состоялась встреча с узбекскими студентами, обучающимися в Уральском федеральном университете
Тяжело больной младенец возвращен из Екатеринбурга в Узбекистан
В Генеральном консульстве Узбекистана состоялась встреча соотечественниками в Свердловской области России
Сотрудники Генерального консульства нашей страны приняли участие в выставке «Международный экспотуризм», организованной Уральским комитетом по туризму Свердловской области
Уральский федеральный университет готов к развитию сотрудничества с вузами Узбекистана
В древней Хиве состоится традиционный фестиваль «Ковун сайли»
Делегация Сурхандарьинской области посетила Челябинскую область России
В Екатеринбурге представлена работа по сохранению памятников истории и культуры Узбекистана
Узбекистан принял участие в выставке промышленной продукции «Иннопром-2024» в Екатеринбурге
В Екатеринбурге открылся торговый дом самаркандского предприятия «SAG»
Состоялся товарищеский матч между футбольными сборными КИЗИЛКУМ (УЗБЕКИСТАН) и ИМТ-БЕЛГРАД (СЕРБИЯ)
Взгляд из Екатеринбурга: Сотрудничество между Россией и Узбекистаном становится поистине народным
Партнерство регионов Узбекистана и Тюменской области поднимется на новый уровень
В Екатеринбурге состоялась торжественная передача символа проекта «Блокадная ласточка» за вклад Узбекистана в победу во Второй мировой войне